Великий учитель церкви святой Василий Великий на заре христианства вывел для нас важнейшую истину. Звучит она так: моё 一 тело и одежда, я 一 это душа. Переводя на современный язык, поясним, что в подлинном смысле слова древние отцы считали личностью исключительно внутреннего человека, то есть душу, тело же 一 не более, чем внешним облачением, плотяной одеждой души.
Такое двусоставное восприятие человека восходит к первым главам Книги Бытия, где Господь в раю сотворяет Адама. Сначала его тело из «праха земного», а затем душу от дыхания Своего «в лицо Адама». Получается, буквально из уст в уста. Точности ради заметим, что те же отцы противились формальному разделению творения первого человека на два акта, считая это единым процессом, хотя, согласно Библии, лишь после Божьего дыхания Адам стал «живою душой».
Почему для нас так важно признание души личностью человека, и откуда такая уверенность? Доказательства, если угодно, лежат прямо на поверхности. Умирает человек, и тело его подобно одежде сбрасывается и уходит в землю, откуда и взято. Такова всеобщая участь, ибо сам Бог после грехопадения сказал Адаму: «Земля ты, и в землю отойдёшь». Каким встречает тело каждого неотвратимую физическую смерть Неподвижным, бездыханным, безжизненным, бессознательным, бесчувственным… Причина такой метаморфозы некогда живого и даже бойкого тела проста из него вышла, а лучше сказать с ним разлучилась, человеческая душа. Внутренний человек живой и невредимый с полным набором своих личностных качеств, начиная памятью и кончая способностями, по велению Божьему, а не как не из-за атаки вирусов или микробов, вышел из внешнего тела. Для него физической смерти не существует, а впереди бесконечная жизнь, качество которой определяется его делами на земле. Внутреннее, наше, таким образом, и есть собственно человек. Внешнее же тело уместно сравнить с биооболочкой для души, своего рода скафандром для космонавта. Можно ли сказать, что скафандр маловажен? Ни в коем случае, ибо он защищает хрупкий организм человека от враждебного космоса. На земле тело выполняет ту же функцию по отношению к душе оно отделяет и защищает душу от незримого, но опасного и даже враждебного для неё духовного мира, произвольный контакт с которым для людей после грехопадения чреват смертельной угрозой. В Книге Бытия так и сказано: «После грехопадения облёк Адама и его жену в кожаные ризы». Следовательно, и всех нас, их потомков до конца времён.
Давай же задумаемся, дорогой читатель, что главней 一 личность человека, или то, во что она одета Очевидно, первое, то есть душа или внутренний человек. Но, примеряя этот тезис к себе и своей жизни, можешь ли ты утверждать, что твой «внутренний человек» постоянно находится в центре твоего внимания, что ты за ним ухаживаешь и о нём заботишься так же тщательно и умело, как за его величеством телом Боюсь, что большинство из нас, отвечая без самооправданий, будет вынуждено признать, что тело всё-таки на первом месте, а душа где-то на задворках. Да и многие ли из нас в 21 веке могут похвастаться точным знанием, что такое душа и как за ней ухаживать Между тем, если прожить жизнь, не заботясь о своём внутреннем человеке или делая это неправильно, с ошибками, боюсь, что рано или поздно неумолимая смерть обнаружит это вольное или невольное упущение, отправляя тело в землю и предъявляя Господу на Суд жалкое подобие внутреннего человека, о котором никто не заботился. Простая аналогия оставьте своё горячо любимое тело на недельку-другую без должного ухода, что с ним будет? А если на месяц, на год, на целую жизнь? Страшно даже подумать, не приведи Господь, увидеть такое чудище во сне!
И ещё одно: в иерархии душа-тело первая как главный и единственный итог земной нашей жизни стоит много выше бренный «кожаных риз», а значит и внимания к себе требует много больше.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.