переправа



Скорби во благо



Опубликовано: 31-01-2019, 12:09
Поделится материалом

Вера


Скорби во благо

 

От одного мудрого священника как-то услышал такую мысль. Люди делятся на две категории. Первая, христиане, принимают скорби осознанно, то есть с пониманием их неизбежности, и даже с благодарностью за них ко Господу, который их, собственно, и попускает или, что гораздо реже, посылает адресно нам во благо; при этом они ни при каких обстоятельствах не теряют любви к Нему и людям.  Вторая, неизмеримо большая часть человечества чем первая, далёкая от библейского миропонимания, тоже сталкивается со скорбями – а куда от них деться! – но глубокого, проникновенного отношения к ним не имеет, хотя во многих случаях эта не вина самих людей, а их беда. Итак, в точном соответствии со словами Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33) – и те, и другие скорбящие, все без исключения на протяжении каждой индивидуальной жизни сгибаемся, стонем и кряхтим под тяжестью всякого рода болезней, утеснений, потерь и вообще неприятностей.

 

Сравнивать положение двух названных выше частей человечества даже не приходится. Первым, верующим, если их вера истинна и если они не только верят в Бога («Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут») (Иак. 2:19), но и доверяют Ему, живётся на земле по душе на порядок легче, чем вторым. Мир, по словам Святых отцов, во зле лежит, и ни на секунду не утихающий вопль боли, страха и отчаяния миллиардов людей несётся по его пространствам и эфирам.

 

Приведу такой пример. Довелось  мне год назад полежать в одной из московских больниц в одной палате с таким вот неверующим. Я его не осуждаю, Боже упаси, но страдал этот несчастный после вынужденной ампутации части ноги до колена так громко, грубо и назойливо, что врачи и медсёстры – да, что там врачи, родная его жена – боялись лишний раз заглядывать в нашу палату.  Дело дошло до мазохизма: в отчаянии и скорби этот семидесятилетний бедолага не позволял даже прикоснуться к себе, сменить бинты, и в итоге заработал пролежни. Давненько не доводилось мне слышать такого количества отборного мата!

 

Что с ним происходило? Его душа – живая, но не подготовленная к испытаниям – ничем не могла помочь плотскому телу, подвергшемуся усечению, пусть и во благо, ради сохранения жизни. Он не понимал, как понимает всякий верный Христу человек, что, во-первых, в мире нет ничего случайного, и всё происходящее с нами, от кажущегося плохого до кажущегося доброго, приходит от Бога. А Он есть любовь и безусловная необъятное благо, и Он всегда творит Своему возлюбленному чаду, Своему образу и подобию только пользу и благо.

 

Во-вторых, скорби полезны, ибо, согласно Отцам, научают нас собственной немощи и вырабатывают в душе иммунитет смирения, без коего невозможно обрести благодать Божью. Она же, вернее её стяжание, по словам преподобного Серафима (Саровского), есть главная цель жизни человека на земле.

 

В-третьих, скорбями испытывается душа на предмет её зрелости и здравия, её терпения. Ибо сказано: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19). Но что означает «стяжать душу»? Прежде всего, обучить её законам духовной жизни. Но не только. В другом месте Евангелия находим прямую речь Христа: «Претерпевый же до конца, той спасен будет»(Мф. 10:22). Так вот, оказывается, о чём идёт речь! О спасении души за гробом для жизни вечной с Господом в царствии Его! С той же целью на нашу долю посылаются или попускаются свыше скорби. Причём, заметим, и об этом тоже хорошо знают верующие люди, что благий Господь никогда не даёт человеку испытаний, превосходящих его силы..

 

В-четвёртых, когда тяжкие скорби, когда, казалось бы, всё рухнуло и в жизни нет ни выхода, ни смысла, и ты оказываешься на грани суицида, - именно на этом рубеже душа, освобождаясь от всего наносного и ложного, открывается Богу и самой себе. Она буквально начинает ощущать себя как нечто целостное и живое, как бы суверенная от тела. Но главное, она начинает осязать чьё-то незримое, столь же живое, личное, тёплое и спасительное присутствие. Впрочем, важно понимать, что в этот отчаянный решающий момент не душа впотьмах находит Бога, а Он навещает её, спасая от погибели. Таким образом, для великого множества людей именно экстремальные скорби стали проводниками ко Господу, а так же первым, пусть и робким, пусть и неосознанным опытом богообщения.

 

Позже, гораздо позже, когда пройден уже путь новоначального восхищения первыми дарами благодати, когда успеешь уже оступиться и подняться не раз и не два, набивая на этом пути изрядное количество шишек, придёт и нечто более глубокое, бесценное. Придёт, с одной стороны, понимание того, что любая скорбь есть посещение Божье, и к ней надо быть готовым, возможно, даже ждать её и благодарить за её приход; с другой – терпеливо перенося страдания и боль, благодарить Господа за дарованную им неоценимую возможность хотя бы на мгновение, хотя бы чуточку разделить Его страдания на кресте всех нас ради. Этой духовной зрелостью, как учит Писание, мы оправдываем, а ГЛ.

 

Александр Нотин

 

Метки к статье: Нотин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Скорби во благо"
Имя:*
E-Mail:*