переправа



Богослужение в день Пятидесятницы



Опубликовано: 3-06-2017, 01:01
Поделится материалом

Вера


Богослужение в день Пятидесятницы

 

День Пятидесятницы венчает круг всех великих праздников христианских, ибо в сей день мы славим третье Лицо Пресвятой Троицы — Святого Духа, торжественно сошедшего на святых апостолов и излиявшего обильнейшие дарования на всю Церковь. Потому в Богослужении на сей день мы преимущественно обращаемся ко всей Пресвятой Троице и Ей приносим торжественные благодарения, славословия и прошения. Высочайшая, Божественная благодать ниспослана ныне роду человеческому; но при таком богатстве, туне нам дарованном, можно ли, без вреда для души, забывать нам свое недостоинство, нашу ничтожность пред Богом? Потому-то Церковь, с песнопениями торжества и радости, весьма мудро соединяет ныне чувства смирения и покаяния.

 

На великой вечерне в стихирах, следующих за пением: «Господи воззвал», Церковь, описывая событие праздника, возвышает вместе умы наши к познанию высочайшего Небесного Посетителя: "Все подает Дух Святый, источает пророчества, совершает священников, некнижных научает мудрости, рыбарей являет богословами и собирает собор церковный". При сем Церковь призывает нас славить всю Святую Троицу: да, "прияв Духа небеснаго, нераздельней Троице покланяемся, Которая спасла нас"; научает, с преклонением душевных и телесных колен, "воспевать безначальнаго Отца, собезначальнаго Сына и соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, просвещающаго и освящающаго души наши".

 

Все песнопение оканчивается распространенною трисвятою песнию: ««Святый Боже», все сотворивший Сыном, при содействии Святаго Духа, «Святый Крепкий», Коим мы Отца познали, Коим и Дух Святый пришел в мир, «Святый Безсмертный», утешительный Дух, исходящий от Отца и почивающий в Сыне, — Троице Святая, слава Тебе".

 

В паремиях Церковь, от великого события новозаветного обращается к древним великим преобразованиям и обетованиям, указывая таким образом на внутреннюю связь Заветов Нового и Ветхого. В первой паремии (Чис. 11, 16, 17, 24-29) описывается древнейшее явление Духа Божия на 70-ти мужах, избранных в помощь Моисею, — явление, в коем видно сходство с настоящим явлением Пресвятого Духа на апостолах. Во второй паремии слышим те самые слова Божественного пророчества, которыми апостол Петр, в день Сошествия Святого Духа, объяснял удивленному народу таинство сего великого события: это обетование об излиянии Духа на всякую плоть, на сынов и дочерей, на старцев и юношей (Иоил. 2; 23-32, ср. Деян. 2; 14-21). Наконец в третьей, взятой из пророка Иезекииля (36; 24-28), предвозвещаются верующим очистительные духовные воды, дарование духа нового, вместо ветхого, и сердца плотяного, вместо каменного, и обещается Дух Божий.

 

В стихирах на стиховне славословия соединяются уже с молениями: "Духа Твоего Святаго не отъими от нас, — сияния Его и нас сподоби", и возносится моление к Самому Пресвятому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины! — прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны". Наконец воспеваем и благодарственную песнь Господу Иисусу Христу, виновнику столь высоких милостей Божиих к человекам: "Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе" (Тропарь праздника).

 

Первый канон, поемый на утрене, составлен преподобным Космою Иерусалимским. Вот некоторые тропари сего канона: "Ныне обетование Господа и то, что проповедано Законом и Пророками, исполняется (песнь 1). Ныне глаголавший в Пророках познается служителем слова, разделяется им во огни и является им в иностранных языках (песнь 4). Это Дух Божий, Дух премудрости, Дух, от Отца исходящий и Сыном нам подаваемый (песнь 5). Он изливается на всякую плоть, и все исполняются истиннаго боговедения (песнь 6). Приидите же, станем на горе Сионской, во граде Бога Живаго, и будем соучастниками учеников духоносных (песнь 8), чрез которых народам возглашены величия Божий и преподано познание Святой Троицы (песнь 9)".

 

Второй канон, святого Дамаскина, еще яснее раскрывает Божественное таинство. "Священные уста изрекли: Я не разлучаюсь с вами, о други, — и истиннейшее Слово возвеселило друзей ниспосланием на них Святого Духа (песнь 1). Сие Богоначальное Существо неученых Апостолов соделало мудрецами, заграждающими словом уста премудрых (песнь 3). Ныне изшел из Сиона закон Благодати, апостолам даровано ведение языков и напечатлено в них живоносное и равномощное Отцу Слово (песнь 5). Возобнови, Господи, — поет святой Певец, — в сердцах наших Духа всеисполняющего и попаляющего наши скверны (песнь 6), — да взываем все: благословен Ты, обновитель вселенной (песнь 7). Даруй, о Душе Святый, Себя нам, рабам Твоим, да будеши в нас непрестающим дыханием" (песнь 8). — Следуют «хвалитные» псалмы с хвалебными песнями, в коих опять прославляется Сам Великий Посетитель Церкви, "Дух Святый, Вечносущий со Отцем и Сыном, Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, источник благости, Тот, Кем познается Отец и прославляется Сын, Бог и боготворящий, огнь, исходящий от Отца, глаголющий и действующий, разделяющий дарования, венчающий Пророков, Апостолов и Мучеников".

 

Здесь еще слышим ту молитву к Пресвятому Духу: «Царю Небесный, Утешителю», — которою Церковь начинает всякое свое Богослужение, потому что без благодати Святого Духа не может и быть достойного служения Богу.

 

На литургии антифоны заимствуются из тех псалмов, в которых изображается небесная проповедь, исходящая во весь мир (Пс. 18) — ясный образ проповеди Евангельской, на которую посвящены Апостолы огненными языками Духа; — обещается помощь от Святого и заступление от Сиона (Пс. 19) — совершеннейшее исполнение чего видим ныне в Сионской горнице, — и воспевается Божия сила и благословение благостынное, венчающее верного помазанника Божия (Пс. 20)—- Самого Иисуса Христа, Которому Бог Отец желание сердца дал есть, и хотения устну Коего не лишил — в ниспослании Апостолам Святого Духа.

 

Лик присовокупляет к стихам псаломским моление к Спасителю и к Святому Духу: «молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! — Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: Аллилуиа!» Апостол представляет величественное описание воспоминаемого события: «Бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну... явишася (Апостолом) ...языцы яко огненни... и исполнишася вси Духа Свята и начата глаголати иными языки... Бывшу же гласу сему, снидеся народ... дивляхуся же вси, слыша глаголющих их (на разных языках) величия Божия» (Деян. 2; 2-4, 6-7, 11). В Евангелии (Ин. 7; 37-39) Господь возглашает к народу: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече, — говорит Евангелист Богослов, — о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его».

 

Последняя — таинственнейшая — часть литургии, самым священнодействием напоминает нам сошествие Святого Духа. Заметим при сем, что при освящении даров священник всегда молитвенно воспоминает ниспослание Святого Духа на Апостолов и, призывая Того же Духа говорит: "Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся!"

 

Вечерня непосредственно следует в сей день за литургией. Молитвы, читаемые на вечерне с коленопреклонением, возвышают душу к самому престолу Всесвятой Троицы, и вместе заставляют глубоко чувствовать всю нашу бедность и виновность пред Богом, возбуждают и утверждают веру, любовь и упование, и столь полны, что объемлют всех не только живых, но и умерших, отец и братий наших (см. листок № 4). Все Богослужение сего великого праздника заключается особенным отпустом, в котором высокими чертами описывается все Божественное строительство спасения нашего во Христе: "Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество и обоживый е, последи же на небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и святаго, и Единосущнаго, и единосильнаго, и единославнаго, и соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя Ученики и Апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, истинный Бог наш — помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

 

(Из "Воскресного чтения", 1889)

 

Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)

 

Метки к статье: Никон Рождественский, Троицкие листки
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Богослужение в день Пятидесятницы"
Имя:*
E-Mail:*