переправа



Душевная беседа. Встреча в Донском монастыре…



Опубликовано: 9-04-2012, 17:00
Поделится материалом

Общество


Душевная беседа.  Встреча в Донском монастыре…

 

Хочется верить, что сегодня мы сделали пускай маленький, но твёрдый шаг в этой переправе к добру и свету!

Один из пасмурных дней весенних каникул. На крыльце школы №1263 группа учеников и учителей. Кто-то оторвался от телевизора, кто-то от компьютера – уже ставших привычными способов отдыха, и пришёл сюда. Всего нас, детей, около 15 человек, среди которых учащиеся с 4ого по 10ый классов. На сегодня, 27 марта, запланирована экскурсия… не в музей или галерею, не поход в кино. Мы идём в Донской монастырь. Зачем? Нас пригласили на беседу с президентом АНО «Переправа». Но пока нам это, конечно, почти ни о чём не говорит. Тем не менее, довольно бодро шагая за нашим учителем истории Александром Владимировичем Орловым и весело переговариваясь, за десять минут мы доходим до монастыря. Девочки надевают платки, мальчики снимают шапки, нас провожают в небольшое уютное помещение, где уже накрыт стол со сладостями, и готов чай.


Первый вопрос после знакомства – кто из ребят верующий, причём важно то, что вопрос даже в большей степени относился к тому, верующие ли семьи. Так исконно сложилось, что сначала религиозное, а потом и «светское» воспитание, взявшее, к слову, непреложные нравственные нормы из религиозных учений, даётся именно в семье. Но, к сожалению, как известно, сейчас родители мало уделяют этому внимания, что и подтвердили сами дети. «Вырастет – сам узнает» или «в наше время такое воспитание – лишнее». Тогда встаёт вопрос, есть ли вообще смысл крещения ребёнка (т.е. выбора вероисповедания родителями)? Ведь он может вырасти и сам выбрать себе религию, не ограничивает ли это его права. Для меня ответ на этот вопрос однозначен – крещение одно из важнейших таинств. При крещении человек получает ангела-хранителя, оберегающего его. Что ещё могут пожелать родители для своего ребёнка, как ни защитить его, дать ему нравственную почву для будущей жизни. Поступая так, родители заботятся о самом главном – духовном развитии ребёнка, т.е. о полноценности его личности. Но это вовсе не значит, что человек потом не может поменять религию, но, вряд ли кто-то станет спорить, что более осознанный выбор сделает человек, знакомый с понятием религии, имеющий моральные принципы и ориентиры в жизни, знакомый с подобными вопросами.


К сожалению, сейчас распространённым явлением стала именно такая невежественность и не только религиозная, а по сути – нравственная. Что оказывает очень сильное влияние на подростков. Дурное влияние вообще оказывается сильнее, потому что ему легче последовать, нежели хорошему.


Когда мы говорили о человеческом поведении, Александр Иванович Нотин привёл следующую аллегорию: человеческая жизнь подобна движению в речном потоке, по обе стороны от нас – берега, но на одном из них (скажем в общем, используя нравственные категории) – добро, а на другом зло. Иногда и взрослый человек не может решить, что хорошо и что плохо, что уж говорить о детях, тем более – о подростках, которые находятся в том возрасте, когда пересматриваются взгляды на мир, как сделать так, чтобы чёрное не стало белым и наоборот?


Ни для кого не секрет, что молодёжь увлекается литературой, фильмами и вообще всем, связанным с потусторонними силами, их привлекает это, как что-то неразгаданное, отчасти запретное. Какова цена таких игр для человеческой души? Для ответа на этот вопрос президент АНО «Переправа» спросил, станем ли мы пить воду из лужи. Ответ был очевиден и не потребовал раздумий – нет, ведь это навредит здоровью, а никому не захочется лежать в больнице с отравлением или лечиться из-за того, что, кстати, и делать то вовсе не обязательно и глупо. Почему же не встаёт такой вопрос касательно души? Наверное, из-за того, что о ней мы мало задумываемся.


А ведь душа является важной и неотъемлемой составляющей человеческой личности. Легче всего это понять, обратившись к тому, как описано создание человека в Библии – Бог вдохнул душу в человека, сделанного из глины. Душа бессмертна. Так, почему же, мы заботимся о теле, которое существует так мало на нашей земле, и пренебрегаем душой, которая будет существовать вечно? Ведь только находясь в телесной оболочке, она может полноценно действовать в этом мире, проявить себя. На что тогда стоит тратить время?


Как было сказано выше, ребята отвлеклись от привычного отдыха – сидения перед телевизором или компьютером – отдыха тела и разума, но не отдыха души. Как ни парадоксально, но, когда отдыхают тело и разум, душа обычно испытывает сильное негативное воздействие со стороны окружающего мира. Как влияет на душу человека, к примеру, распитие спиртных напитков? Вроде вред наносится телу. Но мы помним, что душа и тело взаимосвязаны – и если вдуматься, то куда больше страдает душа. Человек, употребляющий спиртные напитки легче идёт на сделку с совестью – не решает проблемы, а отстраняется от них, под воздействием алкоголя люди творят ужасные вещи, стираются нравственные границы и человек не контролирует себя. Точно так же дурно влияют на душу некоторые книги и фильмы, которые мы читаем и смотрим, не задумываясь об их содержании, лишь бы занять время – засоряя свой разум и отвлекая душу от более важных проблем, замещая работу совести навязываемыми подсознательно стереотипами поведения. Действительно ли мы знаем, что такое настоящий отдых? Многие люди, приходящие в храм скажут вам, что, если в городской суматохе в их головах постоянно кружатся и беспокойно жужжат какие-то мысли, то в храме всё это как-будто пропадает. Появляется некая ясность сознания и спокойствие. Сама атмосфера в храме помогает людям так себя почувствовать, но главное – личное стремление к этому спокойствию, а оно достигается только через самоанализ, осознание своих поступков, покорность перед волей Бога, а главное – через стремление стать лучше.


Многие люди говорят, что нас формирует общество. Советский актёр Аркадий Райкин в одной из своих знаменитых пародий, в которой говорилось о методах воспитания детей, спрашивал «Как избавиться от влияния улицы?». Суть заключается в том, что окончательный выбор человек действительно делает сам. Лично для себя более современным языком я объясняю это так: человек является оператором в своей жизни, и, в конце концов, ему решать, какая получится картина. Эта картина, т.е. творчество – отражение самого человека, потому что с творчеством всегда неразрывно связана душа. Если человек ищет добро и свет в каждом кадре, то и фильм получится соответствующий. В этом и есть суть саморазвития человека – стремление к добру в любых жизненных ситуациях. Только найдя его в себе, вы сможете увидеть его отражение в других людях и показать его им самим. Таким образом, мы приходим к выводу, что не «я такой, какой мир вокруг меня», а «мир вокруг меня такой, каким являюсь я».


Многие люди рано или поздно приходят к этому вопросу, но мало на него ответить. Необходимо и поступать согласно этому правилу, это едва ли не самая сложная часть пути – не только осознать свои поступки, признаться и раскаяться в грехах, но и работать над их искуплением. Ведь они наносят раны душе, а нет ничего хуже, чем душевная боль, она просто так не лечится и останется с нами и после смерти. Труднее всего именно сейчас и именно здесь начать действовать не согласно привычкам, а согласно нравственным нормам. Поступать так, как правильно, особенно в мелочах, кажущихся незначительными эпизодах («подумаешь, соврал один раз», «подумаешь, не выполнил обещание»), ведь именно из них и складывается наша жизнь. Это значит, что необходимо осознать, что истинно ценно. Потому что нельзя служить, например, золотому тельцу и поступать по совести. Таким образом, наши дела и мысли связаны и мы в ответе как за одни, так и за другие.


Пока мы разговаривали, пролетело два-три часа, нам пора назад. Погода немного разгулялось и выглянуло солнце. Поблагодарив гостеприимных хозяев и пообещав придти ещё раз, мы отправились назад в школу.


Хочется вернуться также и к вопросу, возникшему у нас перед нашим посещением монастыря, зачем же мы всё-таки сюда пошли? Теперь для себя мы можем ответить, что за тем, чтобы уделить два часа времени своей душе, её отдыху, а точнее даже – пути к этому состоянию умиротворения. Неслучайно мы пришли именно в монастырь, ведь что ещё, если не религия, уже не первое тысячелетие обращающаяся к душе человека, помогает врачевать её. И, если в этом кто-то усмотрит нарушение норм конституции, скажет, что мы живём в светском государстве, школа отделена от Церкви, и это просто способ манипуляции подрастающим поколением, то этот человек плохо понимает, о чём говорит.


Придя в монастырь, мы обсудили жизненные вопросы, касающиеся каждого из нас. Мы смогли хоть на секунду почувствовать эту связь с людьми, жившими тысячи лет до нас, и пришли к выводу, что проблемы, которые волновали их, волнуют и нас. Так сложилось, что древнейшие философские размышления заключены именно в религиозных учениях, знакомясь с которыми, мы приобщаемся к жизненному, нужному нам в повседневности опыту предыдущих поколений. Важно заметить, что в нашей группе были ребята, исповедующие не только православие, но и другие религии. И они посчитали важным для себя познакомиться с основами другого вероисповедания и участвовали в беседе на затронутые темы, потому что их обсуждение помогает понять, что наши проблемы решаемы, что всегда есть возможность поступить правильно, что есть нравственные устои, которые являются надёжнейшей опорой наших поступков. Знакомство с религией спасает от невежества и учит толерантности. Конечно, важно не увлечься пустословием, и не смешивать всё в одну кучу.


Все проблемы, которые были затронуты в нашей беседе, имеют очень глубокие корни, и человеку надо осваивать их постепенно. Также это зависит и от возраста, ведь не секрет, что человек, развиваясь, преодолевает определённые этапы своей жизни. Поэтому, конечно, ребят надо делить на возрастные группы и обсуждать наиболее актуальные для них проблемы. Но, согласитесь, невозможно говорить о чём-то сложном, не зная основ, поэтому такая дисциплина, как история религии, на мой взгляд, должна преподаваться детям с раннего возраста, именно, как знакомство с религиями мира. Естественно, главную роль в религиозном воспитании играет семья, и выбор родителей является определяющим в этом вопросе.


Кто-то скажет, что это вмешательство в жизнь человека, что он на своём опыте должен понять, как ему жить. Ведь это демократично. Наверное, здесь проходит та грань, когда уважение к свободе другого человека превращается в безразличие к нему, а слова заменяют действия. Ведь, если вдуматься, то цель религии – не просто дать человеку рецепт, как жить. Нет, религия учит думать и чувствовать – развивает человека, помогает ему самому спасти свою душу, ведь за человека этого не сделает никто. Просто, возвращаясь к использованной выше аллегории, когда мы плывём по реке жизни, пытаясь пристать к кажущемуся нам более привлекательным берегу, хочется верить, что в наших исканиях мы не поплывём в противоположную от света сторону к ложному идеалу, ведь, кто знает, хватит ли сил вернуться назад, не захлебнувшись в течении.

Хочется верить, что сегодня мы сделали пускай маленький, но твёрдый шаг в этой переправе к добру и свету!



Ученица 10 класса «А» ГБОУ СОШ№1263

Василисса Орлова

 

Метки к статье: Донской монастырь, Переправа, Василисса Орлова
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Душевная беседа. Встреча в Донском монастыре…"
Нотин Александр

10 апреля 2012 19:31

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Спасибо, друзья, это была не последняя встреча!
Имя:*
E-Mail:*