переправа



На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2



Опубликовано: 15-12-2011, 10:13
Поделится материалом

Общество, Культура


На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2

 

Часть1

 

…Холм, без которого сейчас просто невозможно представить себе панораму Епифани из-за Дона (да и вид на Дон из Епифани отсюда просто потрясающий) — старинное Федосеево городище. По одному из преданий, первую обитель здесь устроил кто-то из учеников самого Феодосия Печерского (правда, городище иногда называют еще и Федосьиным — то ли ошибка просторечья, то ли преподобный Феодосий все же не при чем). Другая легенда гласит, что Успенский холм со святым источником располагается на месте кладбища воинов, умерших от ран, возвращаясь с Куликова поля. Так или не так — не будем выяснять, не станем портить легенды, придающей Епифани былинный, героический ореол. Просто поклонимся памятному кресту. Осязаемая святость места не зависит от того, насколько исторически точны древние предания.

 

На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2


Вот, кстати, ещё одно из них, утверждающее, что именно от Федосеева городища «есть пошла земля Епифанская». Говорят, что игумен Епифаний, настоятель Свято-Успенского Феодосьева монастыря, что на Дону, задержавший литовские войска Ягайла, жил именно тут. А дальше версии расходятся: согласно первой, накануне Куликовской битвы игумен отправил братию сражаться, а сам поджидал литовцев, а когда те подошли, хитростью задержал их «и три дня угощал», споил, проще говоря. Якобы, когда Ягайло таки понял, что на самом деле происходит, в ярости приказал Епифания казнить, да только уж поздно было — «мамаевцы» бежали… По другой же версии, для игумена все кончилось хорошо, да и братия на Куликово не ходила, а литовцы просто останавливались в этих краях на постой. Воспользовавшись этим, старец подложил им в обоз икону Николая Чудотворца, которая не давала лошадям трогаться с места, а когда образ обнаружили, все, кто стал над над ним глумиться, ослепли… Согласно этой легенде, Ягайло вовсе не пришел от этого факта в ярость, а наоборот, убоялся, икону оставил, монастырскую братию не тронул и поспешно удалился обратно в Литву. И, якобы, на том месте, где стояла «заклинившая» телега, построили в честь Николая Чудотворца собор, а возникший вокруг него город назвали по имени игумена — Епифанью.


Увы, обе эти легенды не соответствуют исторической действительности… Войска Ягайлы до места, где стоит нынешняя Епифань, возможно, и дошли — насколько известно, в момент битвы они стояли в одном переходе от Куликова поля, около 30 километров — тут вроде сходится; однако никто их там явно не задерживал — напротив, московский князь Дмитрий Иванович, узнав о приближении противника, вынужден был совершить перед сражением дополнительный тактический рывок — перейти реку и сжечь за собой мосты. С одной стороны, это не давало «литве» возможность вступить в битву на следующий день и поддержать Мамая количеством и качеством; с другой стороны, русское войско вынуждено было сражаться «с плацдарма», а не из-за естественной преграды, что было бы, разумеется, проще — пройдет еще сто лет, и именно водная преграда Угры положит конец татарскому игу. А тогда, на Куликовом, все сложилось как сложилось — в отсутствие Ягайлы Мамаю не хватило не то сил, не то решительности продолжать сражение, а «литва» остереглась догонять победителей, ограничившись зверским разорением отставших от основного (сильно потрепанного) войска обозов с ранеными. Можно позлословить на тему «подлой вражины», если оставить без внимания тот факт, что отставшие обозы Донского, плетшиеся по Рязанщине, в охотку грабили и «свои же» рязанцы, покуда их князь, бывший с Дмитрием Ивановичем на Куликове, не вернулся и не пресек безобразия…

 

На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2


По документам, Успенский монастырь на Федосеевом городище впервые упоминается в 1609 году как уже существующая: в тот год обитель разорили крымчаки, после чего она пустовала лет тридцать. Ныне существующий Успенский храм возрожденной в середине XVII века обители построена в период примерно с 1680-х по 1720-е годы. Простая и гармоничная церковь, возвышающаяся на холме над Доном при въезде в город по Тульской дороге, по сей день остается архитектурно-ландшафтной «визитной карточкой» Епифани.

    

А ведь ее могло не стать В 1932 году храм закрыли, приспособив сначала под зернохранилище, а потом передав местному краеведческому музею. Тогда Епифань была еще райцентром; в 1956 году район упразднили, и, видимо, кто-то из кабинетных «высоколобых» в облруководстве счел, что для заштатного рабочего поселка иметь собственный краеведческий музей «жирно будет». Не помнящие родства грамотеи и экспозицию прикрыли (а, говорят, там было немало интересных экспонатов), и церковь оставили бесхозной, разобрали придельный теплый храм… Разрушалась она аж до 2003 года, пока в Епифань после традиционного паломничества к храму Сергия Радонежского на Красном Холме не заехал епископ Сергиево-Посадский Феогност. Вид церкви, поразительной даже в полуразваленном состоянии, настолько захватил священнослужителя, что тут же и было принято решение о ее восстановлении. А затем была возрождена и обитель — теперь это Успенский скит Троице-Сергиевой лавры, только не мужской, как прежде, а женский.

 

На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2


С Федосеева городища по извилистой грунтовой улочке возвращаемся в центр города. По правую руку от нас, за деревьями и редкими домиками частного сектора — в бывшей слободе пеших стрельцов — когда-то стояла церковь Преображения (она же по старому приделу — «Егорьевская», то есть Георгиевская), вторая из двух церквей, встречавших въезжающих в Епифань с запада. Небольшой классический храм был построен в 1835 году и полностью снесен столетие спустя, в конце 1930-х. А по левую руку на центральную площадь выходит здание пожарной части — прямой наследницы дореволюционной. Вообще, именно в южной части Красной площади больше всего сохранилось старой кирпичной застройки, уцелевшей после немецкой оккупации, но в 1990-е годы запущенной порой до удручающего состояния. Таков вот памятник архитектуры местного значения — дом купца Пучкова XIX века. Вообще-то официально он на реконструкции, но запрещающая приближаться табличка утверждает, что дом «в аварийном состоянии»…

 

На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2


На Новослободской улице, куда выходит фасадом дом Пучкова, практически не осталось памятников архитектуры. Только и «достопримечательностей», что рынок, типовые в той или иной степени домики да автосервис с заправкой. В конце улицы — изуродованная до неузнаваемости деревянная Дмитровская церковь (XVIII век, значительно перестроена в XIX веке): после революции ее обезглавили, сломали колокольню и здание приспособили под жилой дом… С площади на выезде из города видна главка маленькой кладбищенской церкви Иоанна Предтечи. В старых источниках она именовалась Всехсвятской, по главному престолу; теплый придельный храм был во имя Петра и Павла и еще один престол — Предтеченский. Церковный комплекс был закрыт в 1937 году, тогда же на кирпич для спиртозавода разобрали главный храм с колокольней. В сохранившемся приделе служба возобновилась уже в 1943 году — его переосвятили в честь Иоанна Предтечи (в память об одном из уничтоженных престолов), а по восстановлении всего церковного здания в наши дни название «прикрепилось» и к нему. Потом реставраторы взялись и за колокольню…

 

На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2


Новослободская улица выводит нас из города. Отсюда дорога ведет на Куликово поле. Но это уже другое путешествие…

 

На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2


Наталья и Григорий Емельяновы, http://old-towns.ru



 

Метки к статье: Емельяновы, «Города Руси», фотогалерея, краеведение
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "На пути к Куликову полю. Епифань. Часть 2"
Имя:*
E-Mail:*