переправа



Под сенью не рассудка



Опубликовано: 3-07-2007, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Под сенью не рассудка

 

(продолжение. Начало см. «Шестое чувство», 2007, № 1-3.)


ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ


Остановки «фабрики мыслей» и осознанного пребывания в настоящем достаточно, чтобы хотя бы на миг почувствовать присутствие Высшего Сознания. Чувство неизъяснимого покоя и воздушной радости, которое вы мимолетно испытали в ходе упражнений, – не иллюзия. Это дар свыше, знак ответного внимания, ласковое прикосновение. Между тем мы всего лишь приложили небольшое усилие – заглянули в свое сознание и поставили на место рассудок.


Теперь мы с вами вправе подискутировать с Рене Декартом и его известным «мыслю, следовательно, существую». На уровне обобщения все верно, но о каком качестве мышления идет речь? Направленная, не теряющая связи с настоящим рассудочная деятельность действительно означает, что вы присутствуете, живете. Суетная же, непроизвольная умственная активность не имеет ни малейшего отношения к реальности бытия. Это чистой воды фикция, обман. Это матрица, только созданная не коварными бездушными компьютерами на погибель рода людского, а самим человеком, забывшим, что у него есть душа.


Высшее Сознание доступно каждому. Подобно солнцу, оно светит всем, без различия их происхождения, пола и состояния. Даже если небо закрыто облаками, мы твердо знаем: солнце там, оно светит.


Так и Высшее Сознание – суть жизнь, Бог, Высший Разум. Первоначало и Причина всего и вся: галактик, солнц, человека, в том числе и его мечущегося в поисках истины рассудка. Оно вне и внутри нас. Им мы существуем, движемся и живем. Оно же наделило нас самой способностью мыслить, возможно, с той целью, чтобы нашими глазами любоваться на плоды своего удивительного и неутомимого творчества. На бесконечную гармонию рождения и смерти, смены форм микро- и макромиров, энергетические переливы Вселенной. Нам не постичь сути этого воистину Божественного замысла, ибо мы творения, но не творцы. Капле воды не познать океана, но в ней есть то, что присуще океану.


К счастью, благодаря одухотворенности, то есть наличию души, мы можем, нам дано ощущать Творца. Правда, это происходит только в том случае, если мы осознанно хотим этого. Усилием воли (чьей?) мы прорываем заслон тьмы, чтобы направиться к свету.


Путей в настоящее много. Если вам плохо, голову осаждают незваные мысли, не дает покоя осадок от тяжелого разговора, встречи, события и т. п., вспомните упражнение с линейкой. Ощутите настоящий момент, внимательно изучите окружающую обстановку и займитесь каким-то конкретным безобидным делом. Но с условием: надо отдаться делу целиком.


К примеру, вы моете руки. Полюбуйтесь стекающими с них каплями воды. Сколько неповторимой красоты и гармонии, переливов цвета и звука. Вода – главный на нашей планете носитель информации, она тонко реагирует на ваше к ней отношение. Поблагодарите Высшее Сознание, которое стоит за ней и является причиной ее бытия. Придайте осознанность каждому своему жесту, мысли, взгляду, ощущению. Вы на секунду почувствуете себя в гармонии с природой, частью целого. И рассудок отступит. Вы войдете под своды Высшего Сознания и... испытаете облегчение и спокойную радость. Высшее Сознание есть Любовь, и Оно стремится на помощь, чтобы поддержать и обогреть. Можете считать это созерцанием. Но это и есть состояние не рассудка. Оно из-за нашего несовершенства скоротечно, но ощущение его прикосновения (хотя бы и на миг) укрепляет нас в решимости стремиться к свету и доказывает, что покой и мир – не иллюзия, а самая настоящая реальность.


Пребывая в настоящем, вы освобождаете себя, свое истинное «я» от безудержной и бессистемной рассудочной деятельности – одной из важных причин наших болезненных или тревожных состояний. Очень важно не только понять это, но и отмечать любой свой выход из настоящего. Наблюдайте за собой. Сначала это дается нелегко. Но вы не обязаны, стиснув зубы, ежесекундно удерживать себя в настоящем. Просто фиксируйте «непребывание» в настоящем. Эта более спокойная и эффективная практика со временем может стать естественной, как дыхание.


Философский трактат Ямамото Цунэтомо (1659–1719) содержит выразительные строки, посвященные настоящему мгновению:


«Безупречный человек – тот, кто уходит от суеты. Делать это нужно решительно. Воистину, нет ничего, кроме подлинной цели настоящего мгновения. Вся жизнь человека есть последовательность мгновений. Людям свойственно упускать настоящее мгновение, а потом искать его, словно оно находится где-то далеко. Но никто, кажется, не замечает этого. Однако, если человек глубоко это осознал, он должен, не задерживаясь, переходить от одного переживания к другому. Тот, кто однажды постиг это, может об этом забыть. Но он уже изменился и стал не таким, как все. Если человек сполна понимает, что означает жить в настоящем мгновении, у него почти не остается забот».


Сравните с христианским принципом – жить сегодняшним днем! Но добавим сюда нечто существенное: если этот выход на настоящее мгновенье делается не по субъективным соображениям, а Бога ради и через сокрушение об ошибках прошлого, то мы – на верном пути.


«Хорошо, – скажете вы, – с настоящим мгновением более или менее ясно. Но при чем здесь наш рассудок? Какой резон ему выталкивать нас из настоящего?»


Дело в том, что настоящее мгновение чрезвычайно мало. На острие этой реальности рассудку совершенно негде, да и некогда разворачивать ту умственную суматоху, которой он обычно заполняет наше внутреннее пространство в состоянии неосознанности, то есть когда мы выпадаем из настоящего и мысленно «путешествуем во времени». Удерживая себя в настоящем, мы тем самым лишаем рассудок возможности работать непроизвольно и хаотично. По сути дела он выключается, стоит только нам войти в настоящий момент.


Кто-то снова возразит: «Позвольте, что значит выключается? Не морочьте голову! Как тогда жить? Возможно ли все это?».


Разумеется (и нам с вами это уже понятно), речь идет не об отключении всей рассудочной деятельности вообще, а лишь о попытке блокирования той ее части, которая носит хаотичный, бесконтрольный и вредоносный характер. При этом человек вовсе не становится умственно неполноценным. Он не теряет трудоспособности – напротив, сознание становится ясным и острым, мозг работает, как хорошо отлаженный механизм. Его эффективность в режиме целевого использования резко возрастает.


Наш мозг – чрезвычайно мощный и полезный инструмент. Общеизвестно, что у обычного человека он задействован лишь на два процента реального потенциала (у гениев – на два с половиной). Причем в эти два процента вмещается как осознаваемая, рассудочная часть работы мозга, призванная собирать и анализировать информацию, строить концепции и планы, так и скрытая, обособленная (слава Богу!) от рассудка его часть. Она несет ответственность за творчество и всю вегетативную систему человеческого организма, осуществляя невообразимую по скорости и объему выполняемых операций работу.


Чудо мозга, как и чудо жизни, стало возможным вовсе не благодаря уму. Тут потрудился разум, во много раз превосходящий человеческий. Каким образом, например, в молекуле ДНК нашей клетки умещается информация объемом в сотни тысяч страниц машинописного текста? Действуя в унисон с этим разумом, рассудок превращается в поистине великолепный инструмент и начинает служить чему-то неизмеримо более величественному, чем он сам.


При всей самонадеянности некоторых представителей современной науки даже они вынуждены признать, что мы все еще очень мало знаем о мозге человека. Познание здесь, как и в большинстве других научных сфер, идет по «обреченному» сценарию: каждый шаг вперед, позволяющий раскрыть некую тайну, раздвинуть границы познанного, выявляет несопоставимо более обширную, обескураживающую своими размерами сферу «нового незнания». Так что, продвигаясь вперед, к истине (или полагая, что поступаем так), мы всякий раз отдаляем конечное знание. Со стороны, пожалуй, это напоминает движение известного копытного за известным овощем либо попытку настичь мираж в пустыне.


Характерно, что в последние годы теория науки всерьез озаботилась этой проблемой и в числе возможных путей ее решения начала выдвигать очень смелые, нестандартные, можно сказать, «прорывные» предложения. Например, искать ответы на самые злободневные вопросы современности на стыке науки и... веры. Начинают пересматриваться в свете новейших научных исследований и казавшиеся фундаментальными «истины», полученные рациональными методами познания, в частности теория эволюции видов Ч. Дарвина.


Рассудок управляет сознательной частью нашей жизни. Он скрупулезно собирает, просеивает, обобщает и хранит информацию. Он очень полезен в организации жизни и решении практических задач. Вообще, грызть всякого рода кроссворды и задачи – его «хобби». И все же это не более, чем компьютер. Мощный, неизмеримо мощнее любых «интелов» и «пентиумов», но компьютер со своими функциями и ограничениями...


А как быть с нашими фантазиями? А образное мышление, искусство, поэзия, наконец? Зададимся вопросом: кто водит рукой ребенка, рисующего дом на листе бумаги? Рассудок, осмысленно соединяющий краски и линии таким образом, что в результате получается наивный и трогательный рисунок? Или мы все-таки признаем, что наш ребенок не думает в момент творчества, а просто творит, что рукой его водит Кто-то свыше, а младенческий еще рассудок неуверенно подает краски и кисти, выполняя функцию подмастерья.


Если нам хватит смелости признать это, придется сделать следующий шаг: допустить, что вообще всякое творчество есть результат взаимодействия рассудка художника с Высшим Сознанием, а точнее, есть результат балансирования на грани рассудка и не рассудка. Высшему Сознанию в делании творческой работы руками человека нужен помощник – рассудок-компьютер. Прорыв, озарение, вдохновение в любой области человеческой деятельности невозможны без кропотливой, многолетней подготовительной работы. Обучение, освоение ремесла или профессии необходимы, чтобы «продавить» толщу ранее накопленного предшественниками рационального знания и выйти на рубеж открытия в трепетном ожидании... чуда.


Истинный художник должен быть готов к прорыву. Эта подготовка освящена трудом и терпением. Даже величайший музыкант ничего не исполнит на расстроенном инструменте. Каждый, кто испытал восторг творчества, знает, что уже на подходе к этому рубежу человек действительно теряет рассудок, а вместе с ним и чувство рационального и полезного. Сон, еда, условия жизни – все становится неважным. Человек обретает безрассудство в самом высоком, благородном смысле этого слова. Образно говоря, он становится Мастером. Благодать Высшего Сознания любовно накрывает его и озаряет откровением нового слова, звука, уравнения, движения – того, чего никогда не было и не могло быть в архивах его памяти, опыте жизни и полученных из внешнего мира сведениях. Истинно новое знание зарабатывается трудами разума, а даруется духом.


Многие ученые, в том числе и великие, не раз замечали, что творческое озарение, предшествовавшее тому или иному открытию, приходило к ним в минуты умственного затишья. Когда среди выдающихся американских ученых, включая Эйнштейна, провели опрос, который должен был выявить их рабочие методы, то оказалось, что «в короткой и решающей фазе творческого прорыва» мышление «играет лишь второстепенную роль». Выходит так, что многие ученые далеки от творчества не потому, что не умеют думать, а потому, что не могут перестать думать.


Существует мистическая связь между художником и его творением, равно как и между произведениями и теми, для кого они созданы, – зрителями, читателями, слушателями.


Среди великого разнообразия музыкальных произведений есть «модные» и вечные. Первые состряпаны из семи нот вполне правильно, рационально, технично. Но в них нет и капли подлинного вдохновения, Высшего Сознания. Они сотворены мутным человеческим рассудком, им же равнодушно и «потребляются» для заполнения пауз. О них говорят: сделано без души. Звучат звуки, а душа молчит, не резонирует – не с чем.


Иное дело музыка вечная, созданная высоким полетом духа, соединением души человека-творца и Высшего Разума, Высшего Сознания – Бога. Когда вы слышите те же семь нот, но в гармонии света и радости, душа ваша нежится в этих лучах. Вам не нужны разъяснения музыкальных критиков, тонкий слух или специальное образование – достаточно самих этих неземных звуков. (Даже коровы, говорят, лучше доятся под классическую музыку... Интересно было бы проверить их реакцию на тяжелый рок!)


Подлинное творчество потому так и называется, что оно бескорыстно и правдиво. «В то время как истинные художники, литераторы и музыканты, – пишет архиепископ Иоанн Сан-францисский, – боятся только солгать в своем искусстве, не выразить его последней правды (таков страх и настоящих ученых), поверхностные деятели искусства боятся только неблагоприятной оценки своих произведений, отсутствия похвал и покупателей».


Глубина постижения того или иного художественного произведения тоже во многом зависит от уровня искренности, непредвзятости и открытости, но уже со стороны зрителя, слушателя. Дух художника, даже давно умершего, живет в его творениях. Это нравственно ощущаемое поле. Однако, погрузившись в мысли, вы можете пройти мимо гениальной скульптуры или картины. Ваше сознание останется холодным, поверхностно-рассудочным, не почувствовав ровным счетом ничего, сердце промолчит.


Чтобы ощутить душу творца, нужно самому хоть немного поступиться самостью, открыть сознание, утишить рассудок и начать созерцать видимое внутренним зрением. Когда вы освобождаетесь от незваных мыслей и эмоций, балансируете на тонкой грани рассудка и не рассудка, происходит таинство соприкосновения вашей души и души художника-творца. Теперь вы знаете, что в этот момент вас объединяет с ним Высшее Сознание. Настроившись на его волну, вы начинаете видеть, слышать и ощущать «шестым чувством» заложенное в произведение духовное послание. Вы снова в удивительном мире светлой радости, покоя и любви. Истинное искусство вечно, потому что вечна душа.


В основу японской чайной церемонии заложен механизм постижения прекрасного.


В средние века его объясняли приблизительно так. Глаза очищаются созерцанием цветка и нескольких свитков на стене. Уши – звуком закипающего чайника. Нос – тончайшими ароматами зеленого чая. Рот – его вкусом. Когда все чувства таким образом очищены, открывается шестое чувство – чистый разум.


Не без сожаления оставляя сферу прекрасного, еще раз остановимся на теме открытого сознания. Мы уже выяснили, что открытым оно может быть, только когда усмирен «думатель» и душа соприкасается с Первоначалом – Высшим Сознанием.


Выше мы бегло упоминали о неосознанных контактах с Высшим Сознанием – в экстремальных видах спорта, в случаях смертельного риска и т. д. Тогда мы еще не были готовы идти дальше. Теперь можно восполнить пробел: речь шла о ситуациях, когда рассудок – в силу скоротечности событий и прямой угрозы жизни человека – останавливался и уступал место более мощному и эффективному Высшему Сознанию. Механизм, похоже, устроен так, что в кризисных ситуациях команда на отключение нашего «компьютера» поступает именно из этого источника. И только тогда, когда становится очевидной недостаточность интеллектуальной мощи рассудка для выработки мгновенной адекватной поведенческой реакции на опасность.


В таких исключительных случаях Высшее Сознание заполняет все наше внутреннее пространство, отправляет рассудок во временную «отставку» и берет управление на себя. Оно мобилизует весь потенциал мозга, выжимая из человеческих ресурсов (в данной ситуации) все, что помогло бы сохранить ему жизнь.


Недавно мой знакомый попал в аварию. Его автомобиль сошел с трассы и летел метров пятьдесят, пока не упал в глубокий кювет. Слава Богу, он и его супруга отделались легкими травмами. Уже одно это выглядело невероятным. В тот же день он рассказал мне, что в момент аварии и полета в бездну он оставался исключительно спокойным. Полная ясность сознания, ни тени страха или паники. Все воспринималось, как в замедленном кино. Во время падения он что-то делал, но что именно, не помнит. Позднее механик, ремонтировавший автомобиль, сказал, что рулевая колонка была погнута руками. Моему знакомому за шестьдесят. Он не слабого десятка, но то, что он сделал и что, возможно, спасло им жизни, не под силу нормальному человеку.


Война также дает обильную пищу для размышлений на эту тему. Память о ней стирается, последние ее солдаты покидают наш мир. Общеизвестно, что на фронте и в тылу, постоянно находясь под угрозой смерти, недоедая и недосыпая, перенося нечеловеческие страдания, люди почти не болели. Отец мой, Царство ему Небесное, воевал механиком-водителем танка. Однажды он около трех суток ремонтировал подбитую в бою машину, почти не вылезая из промерзшего болота. Сушились кое-как у костра. Никто даже насморка не схватил.


«В бою, – рассказывал он, – мыслей нет. Руки, ноги, голова работают сами по себе. Отвлечешься, задумаешься – конец. Страха тоже нет. Есть только одна цель: выполнить приказ и выжить».


После войны ветераны вспоминали фронтовые дни как самые счастливые, полные смысла и силы. Постоянное напряжение, открытость сознания и отношений – не отдавая себе в этом отчета, они большую часть отведенного им войной времени провели в поле Высшего Сознания, рядом с Богом.


Послевоенные будни стали для многих и обретением, и потерей. Отец всегда тосковал по далеким военным дням. Вспомните замечательный рассказ А. Н. Толстого «Гадюка», в котором выведен образ женщины-комиссара, страдающей от смены «героики» гражданской войны на убогий быт питерской «коммуналки»!


С Высшим Сознанием нередко соприкасаются рыбаки и альпинисты, парашютисты и спортсмены (шахматисты, пожалуй, даже чаще других). Глядя на поплавок, ощущая потаенные токи сознания, идущие от тысячелетней памяти предков-добытчиков, человек незаметно входит в состояние не рассудка. Проблемы, сомнения и планы вдруг куда-то исчезают, будто их и не было. Впрочем, в этот миг их действительно нет: они остались в мыслях – там, где им и положено быть. Стоит умолкнуть рассудку, окружающий мир делается тихим и дружелюбным. Словно сама природа склоняется к своему «блудному сыну», принимая его в свои объятия и успокаивая его мятущуюся душу. Каждый рыбак знает это состояние.


И еще он знает, как трудно расставаться с ним, возвращаясь в круговерть «цивилизации».


«Это адреналин!» – воскликнет альпинист, покоряя очередную вершину, «на которой еще не бывал». Тысячи смельчаков, рискуя жизнями, берут свои вершины в спорте, труде, борьбе. Всем им, если хорошенько подумать, как воздух, нужен момент истины. Они его только называют неправильно (адреналин и прочее). Сначала страх, а за ним... блаженство встречи с Божественным, с Высшим Сознанием, с самим собой – истинным.


Очевидно, Высшее Сознание, управляя действиями человека в экстремальных ситуациях, опасных для его жизни, открывает доступ к недосягаемым в обычной жизни сегментам мозга и ресурсам организма. Это косвенно, но довольно ясно указывает на то, что такие ресурсы действительно существуют и в принципе могут быть задействованы. Сколько их и какова их мощь, остается только догадываться, памятуя о двух процентах используемого мозгом потенциала. Но доступ к этим кладовым нам пока закрыт. Для нашего же блага. Причина в несовершенстве нашего индивидуального и коллективного сознания, отсутствии в нем в должной мере внутренней чистоты и гармонии и, напротив, преобладании агрессивно-насильственного начала с явным тяготением к саморазрушению. В таком состоянии сознания человек, получи он доступ к новым феноменальным возможностям, вряд ли употребил бы их на пользу себе и природе. Это все равно, что снабдить несмышленого ребенка спичками и оставить «поиграть» на складе горючих материалов.


Упражнение. Между рассудком и не рассудком.


На первых порах это упражнение лучше делать дома, в спокойной обстановке. Допустим, вам надо решить некую проблему. Всесторонне обдумайте ее, учтите все «за» и «против», восстановите в активной памяти все детали. Не принимайте пока решения. Очистите внутреннее пространство путем мысленного входа в настоящее. Расслабьтесь и просто ждите, наблюдая за тем, какие мысли вас посетят. Или эмоции (о них чуть позже). Постарайтесь фиксировать и те и другие. Это будут уже не только продукты рассудка. Там могут быть и подсказки, послания Высшего Сознания, которому совершенно не безразличны ни удаленные бесконечные миры, ни малейшее движение зарождающейся в вас творческой мысли. Но различить их, конечно, не просто. А если испрашивать при этом у Бога прощение за свои прежние ошибки и просчеты, то вероятность различения между наносными мыслями и истинными со временем станет больше.


В данном случае рассудок действительно почти не задействован. Конечно, совсем без его участия не обойтись. Он нужен хотя бы для того, чтобы понять послание Высшего Сознания. Рассудок играет роль переводчика, придает энергетическому импульсу, посланному свыше, доступную нашему пониманию форму слов или эмоций. Очень часто откровения приходят как бы с некоторым запозданием. Скажем, вас терзает проблема, а ответ приходит утром, когда и ум-то еще спит. Просто является озарение и... ах, вот оно! Как просто!


Подведем краткие итоги нашего разговора об особенностях мыслительного процесса в контексте Высшего Сознания.


1. Мы условились ранее, что все слова суть символы – не более чем указатели на некие явления, некую реальность, данную нам в ощущениях. Сама реальность всегда чуть иная. Рассудок – всего лишь ничтожная, бесконечно малая часть человеческого разума, сотворенная Высшим Сознанием. Следовательно, и не рассудок – не что-то отличное, отдельное от рассудка, а некое его важное состояние, определить которое в рациональных терминах невозможно, как невозможно выделить растворенную в океане каплю. Это состояние можно только ощутить душой.


2. Быть в поле не рассудка не значит быть слабоумным, а тем более безумным. Не ведет это и к потере вкуса к жизни. Напротив, со временем вы на собственном опыте убедитесь, что нет более ясного осознания ярких красок и острого ощущения жизни, чем в этом состоянии. Все, что нас окружает, – жизнь. Мы, люди, тоже ее неотъемлемая часть, и единственное, что мешает нам полноценно воспринимать жизнь, слиться с ней, радоваться ей, ежесекундно участвовать в ее празднике, – суетное устройство нашего разума. Освобождаясь от засилья рассудка, наращивая свое присутствие в настоящем моменте, мы не только не рискуем впасть в безумие, но и спасаем себя от нарастающего исступления и умственного нездоровья, в котором почти все мы и почти непрерывно пребываем.


3. Не бойтесь практиковать осознанное присутствие в настоящем, особенно открытость сознания (о нем мы еще будем говорить).


Духовная открытость – не слабость, а великая сила, хотя ваше «эго» будет отчаянно протестовать и внушать обратное. Необходима воля и ответственность. Настоящее всегда с нами, мы же слишком редко, преступно редко находимся в нем. Другой же двери, ведущей к Высшему Сознанию, кроме настоящего мгновения, нет.


(Продолжение следует)


Александр НОТИН

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №4-2007, Нотин
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Под сенью не рассудка"
Имя:*
E-Mail:*