переправа



Ангел татарского народа. Или о том, как татары деятельно заботятся о судьбе великих православных святынь



Опубликовано: 2-05-2011, 20:40
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Ангел татарского народа. Или о том, как татары деятельно заботятся о судьбе великих православных святынь

 

Казанская икона Божией Матери

 

Говорят, у каждого народа есть свой Ангел, который ведёт его ко спасению. Православие пришло в Казань со всей основательностью и неоспоримостью права на вечность. До сих пор на острове Свияжск с 1555 года стоит первый в Поволжье каменный собор Успения Божией Матери с его великолепными яркими и удивительно благородными фресками школы Дионисия площадью более 1500 кв. м. Эти фрески – вторые по значимости в истории человечества после фресок Ферапонтова монастыря. Гений Пушкина-летописца запечатлел чудо-остров в строках: «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Как вы думаете, кто сейчас радеет о возрождении острова? Фонд «Возрождение», возглавляемый первым Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым, который сумел привлечь к грандиозному проекту не только ведущие компании Татарстана, но и большую часть простых граждан для внесения посильной лепты во всенародное дело.

 

Вторая величайшая святыня Казанского края – Казанский Богородицкий монастырь – получила импульс развития ещё от одного яркого деятеля республики – экс-мэра Казани К.Ш. Исхакова. Именно по его инициативе в Казань от папы римского вернулась чудотворная икона Казанской Божией Матери и началось возрождение монастыря. Несомненно, что и Шаймиев, и Исхаков на уровне чуткой гражданской совести лучших сынов татарского народа воздают православию братский долг благодарности. Татарская нация со времён потомков Булгарского ханства, влившегося в Золотую Орду, пользовалась лучшими достижениями культуры, науки и технических новшеств, прибывших из Москвы, и быстро стала равноправным, братским и даже привилегированным при царском дворе Московии народом, породнившись через браки с правящей царской династией. А поскольку всё лучшее в искусстве, зодчестве и промышленности приносилось тогда русским народом в дар Богу, то все эти достижения воплощались в храмостроительстве и неземной красоте внутреннего убранства церквей и монастырей, печатью вечной любви к Богу освятивших Святую Русь. И сейчас по городам и весям среди убожества вымирающих российских деревень и невыносимого китча рекламных плакатов тихим призывом к вере стоит великое множество полуразрушенных старых храмов и монастырей. Они плохо взрывались и до сих пор несут в себе надежду возрождения завета Бога с человеком.

 

Казань, в которую пришли живые святые Руси Гурий, Герман и Варсонофий, ставшие её первосвятителями, и в которую по кличу митрополита Московского Макария и по зову широкой русской души и щедрой независтной руки стеклись колоссальные богатства Церкви, стала четвёртой по значимости митрополией с одной из самых богатых ризниц. А вскоре, после обретения великой Казанской иконы, Казань стала местом мирового православного паломничества. Более того, внутренний рассвет духовного делания запечатлелся в ней обилием монастырей (более 20). Особенно прославилась там женская Фиваида на холмах близ Кремля, насчитывавшая до тысячи монашествующих. Полноводный ключ Святаго Духа излился на Казань, сделав её историю бессмертной и бесконечной.

 

Икона Казанской Божией Матери имеет судьбоносное значение для России, она – хранительница России. Святыня была обретена Казанью руками чистой и непорочной отроковицы Матроны и будущим Патриархом Руси священномучеником Гермогеном.

 

Множество чудотворений от новоявленной иконы побудило царя Иоанна Грозного учредить на месте её обретения Богородичный женский монастырь, который со временем стал очагом женского подвижничества, всемирно известным паломническим центром.

 

Все помазанники российского престола неизменно оказывали покровительство как самой иконе, так и монастырю. Страстотерпец Николай Второй и преподобномученица великая княгиня Елизавета приняли участие в сооружении подземного храма на месте обретения иконы в 1913 году.

 

Сама Пресвятая Богородица через этот чудотворный образ помогала русскому народу в самые скорбные моменты его истории. В период Смутного времени по молитвам перед этим образом Россия была спасена от польско-литовского нашествия. Победа Петра Первого над шведами под Полтавой тоже была одержана с этой иконой. Решающая битва над Наполеоном была выиграна на празднование Казанской иконы, молельного образа маршала М.И Кутузова. Исход Великой Отечественной войны также был предрешён не без участия Казанского образа, перед которым молился митрополит Гор Ливанских Илья о победе русского воинства. Небесномудрое воинство Христово, православное монашество избрали Казанский образ щитом в битве с врагом рода человеческого. Дивеево началось с Казанской церкви, главные соборы Оптиной и Шамордино, Горнего и десятков других монастырей и тысяч храмов, посвящённых этому образу.

 

До революции 75% городской казны составляли доходы от паломничества к православной святыне. Но ещё в 1904 году первообраз был варварски уничтожен шайкой грабителей, прельстившихся драгоценной ризой из бриллиантов и жемчуга.

 

После революции хотя монастырь и был упразднён, но в течение всех 20-х годов ХХ века действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

 

С 1942 года на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля впоследствии была застроена пятиэтажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне – университета).

 

У Казанской иконы Божией Матери было множество списков, и у каждой имелась своя история. Одна из них особо интересна – православная икона волею судеб оказалась в Ватикане и 11 лет хранилась в покоях папы римского Иоанна Павла II. История этой иконы чудесным образом переплелась с фатимским пророчеством 1917 года о судьбе России, а понтифик связывал с ней своё чудесное спасение от покушения на него в 1980 году.

 

Готовясь к 1000-летию Казани, мэр города К.Ш. Исхаков потратил немало усилий и средств, чтобы икона эта оказалась в Казани. Четыре года велись переговоры, и наконец икона была торжественно передана в Патриархию. А Патриарх Алексий II лично передал её городу с условием возрождения Казанского Богородицкого монастыря.

 

Восстановлению монастыря положил начало прежний мэр города К.Ш. Исхаков. Для размещения иконы был полностью реставрирован и передан в пользование епархии Крестовоздвиженский корпус Богородицкого монастыря, который вкупе с ранее восстановленной Софийской церковью стали местом расположения мужского монастыря, учреждённого архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.

 

…Однако впоследствии по разным человеческим причинам процесс восстановления святыни практически сошёл на нет. Место, где была обретена икона, равно как и остальная обширная территория, в том числе храм Николы Тульского, где молился, будучи ещё простым священником, Патриарх Гермоген, а также игуменский, сестринские корпуса и фрагменты ограды с башнями находятся сегодня в самом печальном состоянии и остаются в ведении муниципалитета.

 

Промыслом Божиим монастырские постройки сохранились в хорошем состоянии, что подтвердила проведённая в декабре 2009 года экспертиза. И всё же отсутствие консервации с 2002 года вызывает опасение за их дальнейшую судьбу.

 

Болью в сердце каждого православного человека отзывается тот факт, что территория монастыря вот уже много лет, увы, завалена мусором. А ведь возрождение Богородицкого монастыря необходимо прежде всего нам самим, для нашего собственного спасения. Неслучайно именно профессор Казанской духовной академии П. Юнгеров сделал перевод малых пророков доступным современникам: «Мерзость запустения на месте излияния благодати Святаго Духа обличает наше забвение Бога и предвозвещает грядущие кары. «Вы же оставившие мя, и забывающие гору святую мою, и уготовляющие демонам трапезу: Аз предам вас под меч» (Ис., 65:8).

 

Православная общественность, обеспокоенная ускоренными темпами застройки центра города в связи с проведением в Казани Универсиады–2013, предприняла инициативу по обследованию состояния строительных конструкций зданий бывшего женского Богородицкого монастыря по ул. Япеева,11, г. Казани. По результатам выполненной работы были сделаны основные выводы:

 

1. Корпуса бывшего женского монастыря на момент обследования не эксплуатируются.

 

2. Отсутствуют заполнения оконных и дверных проёмов, лестничных маршей.

 

3. Ограждающие конструкции покрытия, все деревянные перекрытия састоятельского и сестринского корпусов находятся в недопустимом состоянии и требуют полной замены.

 

4. Несущие стены всех корпусов имеют 40% физического износа, но всё же находятся в работоспособном состоянии. Наличие таких факторов, как полное отсутствие вертикальной и горизонтальной гидроизоляции, отмосток, наличие силовых трещин на наружных поверхностях стен корпусов (образовавшихся вследствие недавно появившегося котлована на месте сноса корпуса табачной фабрики, примыкавшего к зданию церкви Николы Тульского), может привести к резкому ухудшению состояния несущих конструкций зданий. Кроме того, при свободном доступе в здание возможны вандальные действия. Поэтому для сохранения памятника архитектуры рекомендуется провести ремонтно-восстановительные работы в течение ближайших двух лет.

 

***

 

Нынешнее состояние Богородицкого монастыря – тревожный духовный сигнал. Он свидетельствует о нашей духовной беспечности, каком-то странном равнодушии к судьбе великих православных святынь, излишнем уповании на светские власти, которым практически оставляются все обязанности по восстановлению памятника истории и архитектуры, а вслед за тем и права пользования этой святыней.

 

Порушенная и поруганная святыня с грудами мусора является отнюдь не следствием соблюдения каких-то тонких балансов в современных межрелигиозных отношениях в РТ и уж тем более не хрупкости межконфессионального мира, а элементарным человеческим равнодушием. И это страшно, ибо указывает на корень всех наших нынешних бед – утерю живой ответственности перед Христом и малодушное нежелание выделяться из окружающего мира, идущего к своему апокалипсическому концу. Мы пресытились святынями, не ощущаем чувства ответственности перед предками и потомками, предпочитая подвигу веры внешнее благочестие. Но именно из-за такой позиции любой межконфессиональный хрупкий мир делается ещё более хрупким – ибо нет уважения у представителей иных концессий к тем, кто небрежёт о должном уважении к своим собственным религиозным святыням и их сохранности.


Монахиня ЕВФРОСИНИЯ (Мухамедзянова), Казань

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Переправа, Журнал Переправа №3-2011, монахиня Евфросиния (Мухамедзянова)
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Ангел татарского народа. Или о том, как татары деятельно заботятся о судьбе великих православных святынь"
Михаил Щеглов

16 июля 2012 11:38

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Что-то "ангелы" Шаймиев, Минниханов и Метшин не чешутся уже столько лет, и конца-краю этому бездействию - не видно! Зато, вот, "1000-летие" справили недавно (правда, в 70-х 850 справляли), сейчас - к Универсиаде готовимся вовсю. Но, вот, попробовал бы кто-нибудь из этих "ангелов" встать в центре руин некогда величавого женского Богородицкого монастыря, оглядеться. А потом шире посмотреть, за его границы - на "дом колхозника" за 4 млрд. руб., прочие замки, и спросить свою СОВЕСТЬ (глас Божий в человеке) - "Достоин ли я быть правителем здесь?!". Вопрос - риторический.
Настоящие ангелы татарского народа - сама автор статьи, монахиня Евфросиния. Но она - не в особой милости у "ангелов". Впрочем - и в нынешнем епархиальном руководстве (Бог ему судья).

Михаил Юрьевич Щеглов
Председатель Общества русской культуры г. Казани
Имя:*
E-Mail:*