переправа



Личное открытие



Опубликовано: 20-05-2012, 10:37
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Личное открытие

 

День выдался не то чтобы очень трудным, но каким-то нескончаемым и утомительным. Сначала шесть уроков, потом – родительское собрание. А между ними – школьный обед, напоминающий монастырскую трапезу в Великий пост, проверка незаметно накопившихся самостоятельных работ, подготовка к неотвратимо приближающемуся следующему учебному дню...

Поэтому, придя домой, Денис основательно уселся в кресло и, откупорив бутылку холодного пива, закрыл уставшие глаза.

Ненавязчивое, но при этом и давно не исчезающее предчувствие какого-то важного, но пока ещё не обретшего чётких очертаний открытия по-прежнему обволакивало его. Что-то важное планировало открыться Денису, почти решилось на это, но почему-то пока что медлило, стеснялось, кокетничало, туманно намекало... Из какой хоть оно области, это наваждение? Педагогика? Вряд ли... Может, межличностные отношения? Пожалуй, тоже нет... Психология? Нет, точно нет... Наука? Пожалуй... Скорее всего! Да, вот оно! А ещё точнее – генетика! А почему именно она? Ах вот в чём дело! Три сегодняшних урока из шести были посвящены подготовке к предстоящей на следующей неделе контрольной работе по генетике. Повторяли законы генетики, решили пару задач... Мозг пропитался этой генетикой. Но откуда же это предчувствие? Когда оно появилось? Оно появилось... Оно появилось... Оно! Появилось! На родительском собрании!

Точно! Именно на родительском собрании у Дениса появилось предчувствие, что он вплотную приблизился к какому-то пока ещё не очень понятному, но чрезвычайно важному научному открытию! Что он вот-вот что-то поймёт сам и даже сформулирует для других людей какой-то доселе отсутствовавший наиважнейший закон!

Надо сделать охлаждающий глоток.

Денис Александрович, вы ничего не перепутали? Кто вы такой! Не забывайтесь! Вы – средний учитель биологии средней, – можно даже сказать – очень средней, – школы! Ну что вы можете открыть? Что вы вообще можете открыть, кроме бутылки пива!

Что это за мысли такие врываются, не постучав?

– А я сейчас вспомню! – не обращая внимания на невесть откуда прилетевшее оскорбление, сосредоточенно вслух ответил Денис, не открывая глаз. – Так... Я вёл родительское собрание... Родители парами сидели за партами... Я смотрел на них и, держа в голове образы самих детей, вдруг понял, что... Сейчас сформулирую... Ну например: «Плохие признаки наследуются с большей вероятностью, чем хорошие...» Или вот так: «Вероятность наследования плохих признаков значительно выше вероятности наследования хороших признаков...» Нет, лучше вот как: «При прочих равных условиях плохие признаки передаются потомству с большей вероятностью, чем хорошие»...

Эх, Денис Александрович! «Хорошие признаки», «плохие признаки»... Это научные термины, что ли? Это что – научное открытие? Это и есть так долго ожидавшийся генетической общественностью закон имени вашего имени? Закон Д.А. Строева? Закон, не подкреплённый никакой статистикой, никаким экспериментом? Не слишком ли самонадеянно это у вас получилось?

– Вопрос понял. Отвечаю, – мысленно кивнул поникшей головой Денис. – К научным методам исследования относится, как известно, не только эксперимент, но среди прочих и наблюдение. А насчёт самонадеянности... Вот, например, Христос две тысячи лет назад сказал: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Более частную, но в том же русле мысль высказал двести лет назад Пушкин: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А у нас во дворе в детстве говорили: «Больше хочешь – меньше получишь». И никакой статистики! И как этот закон называется? «Закон Иисуса Христа»? Или «закон Пушкина»? Или «закон двора моего детства»? Да ничего подобного! В науке это называется «закон Хэмперсона», потому что некий действительно самонадеянный Хэмперсон выразил эту витающую в воздухе мысль так: «Вероятность получения желаемого результата обратно пропорциональна силе желания». Никаких статистических выкладок и эспериментальных данных по этому вопросу, кстати, Хэмперсон не представил. Потому, что эта идея действительно витает в воздухе и доказательств не требует... Это – повсеместно наблюдаемая аксиома!

Ну хорошо. Так а в чём же, как говорят учёные, научная новизна вашего-то «открытия»? Разве не сказано задолго до вас: «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые «?

Нет, ну действительно интересно, что это за вирус такой проник в мой мозг и мешает спокойно размышлять! Кто меня спамит всё время?

– Нет, это другое. – Помолчав, Денис решил всё-таки ответить. – Здесь говорится о том, что плохое рождает плохое, а хорошее рождает хорошее. Во времена оны и вплоть до последних веков так оно и было. «Плохая» и «хорошая» наследственность практически не пересекались и уж тем более не конкурировали, наверное. Общества были сословными и кастовыми. У фарисеев рождались будущие фарисеи, у саддукеев – будущие саддукеи, у брахманов – будущие брахманы и у неприкасаемых, – соответственно, – будущие неприкасаемые. У князей рождались князья, у купцов – купцы, у преступников – преступники... В семьях учёных росли будущие учёные, в семьях музыкантов – будущие музыканты, в семьях художников – художники... Ой, только не надо о Ломоносове, Шевченко и прочих самородках! Это – не правило, а исключение из него. Так что библейские слова о древе и плоде сомнению не подлежат. Вон хоть на стене – портрет семьи последнего российского императора... Какие у них у всех лица! У всех! А какие у них ещё и души оказались! Так там и не было выбора, чему наследоваться. Хоть от мамы признаки наследуй, хоть от папы – разницы нет. Всё одинаково! Одинаково хорошо!

Так что это совсем другое... А вот в нынешнем плавильном котле наций и рас, характеров и интересов, способностей и возможностей всё обстоит уже совсем иначе!

Родители являются носителями разных, подчас даже взаимоисключающих качеств. И каждое из этих качеств теоретически имеет равные шансы реализоваться. Но, оказывается, только теоретически! Наблюдения показывают, что в действительности хорошее почему-то непременно побеждается плохим. Повторюсь, возвращаясь в исходную точку... На сегодняшнем родительском собрании должны были присутствовать по возможности оба родителя, поскольку обсуждался вопрос выпускного вечера. Видя сидящих рядом родителей и зная их детей, я поразился посетившей меня мысли. Дети наследуют худшие черты! Один родитель – красивый, другой – обычный. Их ребёнок какой? Обычный! Один родитель – умный, другой – глуповатый. Какой их ребёнок? Глуповатый! У одного – красивые зубы, или глаза, или нос, или волосы, или фигура, а у второго – не очень. Ребёнок почти всегда наследует второй вариант. У одного родителя хороший характер, а у другого – вздорный. Какой характер у их ребёнка? Понятно? И так далее. Оказалось, что у Толика, которого все дразнят Верблюдом, поразительно красивая мама! Но Толик почему-то удался в папу... А у Даши Хромовой, которая не может запомнить даже четверостишия, папа оказался доктором филологии. Но Даша по неизвестной генетической причине пошла в маму, которая на собрании всё по десять раз переспрашивала и, по-моему, так ничего и не запомнила и не поняла... А у Инны голос точь-в-точь, как у мамы. Как будто у них обеих вместо гортани вмонтирована циркулярная пила! Ну что ей помешало наследовать нормальный голос? Более того, я теперь абсолютно уверен, что у отца братьев Юдиных, которого я никогда не видел, потому что он не живёт с ними и на собрании, соответственно, тоже не был, – у него, – даю голову на отсечение, – волосы наверняка в перхоти и он картавит. Почему? Да потому, что братья именно такие, а у их мамы – прекрасная дикция и чистая, благородная причёска. А у... Ой, да что тут говорить! Что ни ребёнок в моём классе, то подтверждение сказанного.

Думаю, это если и не закон, то, во всяком случае, правило. И исключения из этого правила редки, а если и случаются, то, надо полагать, только на короткий срок. На одно поколение. А потом всё опять соскальзывает. Говорят, что природа отдыхает на детях великих людей. Как будто бы на детях обычных людей она трудится не покладая рук? Тоже ведь отдыхает! Всё прямо как специально направлено не на улучшение породы, а на её ухудшение! Впрочем, теперь я припоминаю, что эта мысль тоже давно витает в воздухе. Когда-то я читал байки о Бернарде Шоу. Так вот якобы однажды одна чрезвычайно внешне эффектная, но глупая дама, кокетничая, заявила внешне неброскому, но умному Шоу, что если бы у них были общие дети, то они, вероятно, были бы умными, как он, и красивыми, как она. Но Бернард Шоу тут задолго до меня высказал мысль, что, скорее всего, дети пошли бы внешностью в него и умом в неё... Он меня опередил, этот Бернард! Хотя он ведь ничего не сформулировал, а великодушно оставил это мне!

В общем, я увидел сегодня «моих» детей, то есть учеников моего класса, другими глазами. Глядя на родителей, всего за два часа я понял то, чему не видел объяснения в течение нескольких лет работы с классом. Именно сегодня я понял, почему Максим такой резкий и злопамятный, а Юлька такая не по годам стервозная, а Вадик такой тормозной, а Семён такой близорукий...


Близорукий! Ну и что, что близорукий! Что же тут нового-то? Не вы ли сами, Денис Александрович, распечатывали и раздавали ученикам таблицу доминантных и рецессивных признаков человека? Или вы забыли, что у человека доминантными признаками и являются как раз эти самые предрасположенность к близорукости и к дальнозоркости, к катаракте и астигматизму, куриной слепоте и подагре, раннему облысению и габсбургской губе? Что они-то как раз и наследуются в первую очередь! И даже шестипалость доминирует над нормальной пятипалостью! И всё это вполне хорошо объясняют старые классические законы генетики. И вообще, почему вопреки вашему свежесформулированному закону вокруг наблюдается так много и умных, и красивых людей? Как-то не стыкуется это с вашим «научным открытием»...

– Просто у нас всё это ещё не успело набрать ход. А там, где процессы смешения того, что смешивать просто опасно, где брожение и без того уже гнилого, плавление незатвердевшего и перерождение уже изначально уродливого идут давно и всячески поддерживаются и поощряются государством, видны и результаты. В Старой Европе у большинства людей лица... как... как в мультиках. Нет, скорее, наоборот, – мультяшным персонажам дают лица, как у тамошних людей. Чтобы люди не комплексовали. Именно поэтому иностранцы едут к нам: просто в метро прокатиться да на красивых людей посмотреть. А у них самих, – там в заграницах, – человека с Востока, в смысле с востока Европы, видно в толпе за километр. Так же, как и западного человека у нас. Впрочем, я подозреваю, что, вливаясь в западное общество, восточные люди украшают его очень ненадолго, – как я уже говорил, – всего на одно поколение. Улучшения породы, скорее всего, не происходит... Плохое неминуемо победит хорошее. Умное, красивое, правильное, честное – всё это будет подавлено, архивировано, компактно упаковано и надёжно упрятано в самых дальних хромосомах последних клеток мизинца левой ноги уже в следующем поколении. Без шанса проявления в будущем... Впрочем, и мы не избежим этого. Мы просто отстаём во времени...

Нет, с позиций материальных всё это объяснить вряд ли получится. Что-то подсказывает, что, скорее всего, причины этих материальных явлений лежат в нематериальной, духовной области. И никакой генетикой или другой материальной наукой объяснены быть не могут. А значит, исследовать и объяснять их должны специалисты другого профиля. Так что достаточно! Покрасовались, Денис Александрович, поумничали, понадували щёки перед самим собой, поиграли в учёного, – и хватит! Никакого открытия, к сожалению, не произошло! Уж не обессудьте! Продолжайте заниматься пивом!

– Ну хорошо, – смиренно произнёс Денис, открыв глаза. – Согласен. Это, может, и не является настоящим научным открытием... Но тогда хотя бы уж позвольте мне просто считать это моим личным открытием! Моим личным! Открытием для личного пользования. А заодно – для служебного! В дальнейшей педагогической деятельности. И всё-таки любопытно, с кем это я? Нет, определённо, эта школа доведёт меня если не до инфаркта, то до шизофрении! Это ж надо было так – организовать научный диспут на два фронта среди себя самого! А вообще-то, исходя из сформулированного мною закона... то есть, простите, личного открытия, мне бояться тут нечего: ни один из моих предков этим не страдал. Спасибо им!

 

Андрей Большаков (Голландия)

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Переправа №3-2012, Большаков
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Личное открытие"
Имя:*
E-Mail:*