переправа



Самостоянье личности



Опубликовано: 8-01-2014, 08:11
Поделится материалом

Культура


Самостоянье личности

 

Главные задачи духовного оздоровления человека в России после коммунистического морока[1] определяли русские философы: «Если России суждено ещё возродиться – чудо, в которое, вопреки всему, мы хотим верить, более того, в которое мы обязаны верить, пока мы живы, то это возрождение может быть теперь лишь подлинным воскресением, восстанием из мёртвых с новой душой, к совсем иной, новой жизни. И первым условием этого возрождения должно быть полное, окончательное сознание, как всей глубины нашего падения, так и его последних, подлинно-реальных духовных причин… Подобно утопающему, который ещё старается вынырнуть, мы должны отрешиться от головокружительного, одуряющего подводного тумана и заставить себя понять, где и как, и почему попали в эту бездну» (С.Л. Франк). «Надо почиститься. Надо освободиться от власти бредовых идей. Надо следить за своим душевным и духовным здоровьем, бороться с безумием, подстерегающим людей, слишком долго и безнадежно страдавших» (Г.П. Федотов). Уто­пич­но на­де­ять­ся, что по­сле де­ся­ти­ле­тий бес­па­мят­ст­ва, лжи и на­си­лия че­ло­век и народ восстанут в одночасье. Процесс возрождения трагически противоречив: старое и новое смешаны, приливы здоровья чередуются с острыми кризисами. С трудом восстанавливается историческая память, в которой ещё много провалов. Первые осознанные фразы пробиваются через невнятное бормотание и могут чередоваться с бредом. Мы учимся отделять рецидивы идеологического помутнения от трезвого слова. Необходимо называть истину – истиной, а бред – бредом, хотя они могут произноситься одними устами. Попытки осознания мы вынуждены предпринимать в полузабытьи, самостоятельные шаги совершаем в полном изнеможении, в момент, когда болезнь ещё смертельна. Борьба с духовным помрачением тре­бу­ет упорства и тер­пе­ния, мо­би­ли­за­ции здо­ро­вых сил. Ис­точ­ник здо­ро­вья – в ду­хе на­ции, в бо­га­тей­шей куль­ту­ре и тра­ди­ци­ях го­су­дар­ст­вен­но­сти, в без­мер­ном дол­го­тер­пе­нии, тру­до­лю­бии и та­лант­ли­во­сти на­ро­да, в не­ис­ся­кае­мых ресурсах стра­ны.

 

Мы на­чи­на­ем стро­ить на пе­пе­ли­ще, протравленном за девяностые го­ды новыми яда­ми, но наше достояние – сохранившийся духовный фундамент Родины, дос­ти­же­ния тра­ги­че­ской ис­то­рии России. В развале можно различить признаки созидательных процессов. Об­ре­те­ние Ро­ди­ны на­чинается с очи­ще­ния сво­ей ду­ши, ду­хов­но­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния, которое и будет со­зи­дать по кру­пи­цам ду­шу Рос­сии. Николай Васильевич Гоголь работу «Нужно любить Россию» начал со слов: «Без любви к Богу никому не спастись». Без­от­вет­ст­вен­но­му и без­дум­но­му со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку жиз­нен­но важ­но вспом­нить о своём не­бес­ном про­ис­хо­ж­де­нии и все­лен­ской мис­сии. В се­го­дняш­нем ми­ре не ко­по­шат­ся ни­чтож­ные тва­ри (что вну­ша­ют нам все идео­ло­гии), но сте­на­ют веч­ные ду­ши. Пре­дель­но уни­жен­ный че­ло­век при­зван встать в пол­ный рост сво­его бо­го­по­доб­но­го дос­то­ин­ст­ва. Об­рес­ти па­мять веч­но­сти и взра­щи­вать в се­бе божественное на­ча­ло лич­но­сти, откровение ко­то­рого прив­нес­ло в мир хри­сти­ан­ст­во, – в этом за­лог вы­жи­ва­ния и спа­се­ния. Если не ощутит себя русский человек соратником Божиим, – не прорастёт в нём чувство личной ответственности, – не проявится и потребность в активном служении Родине. Не­об­хо­ди­мо вос­ста­но­вить чувство соб­ст­вен­но­го дос­то­ин­ст­ва, ощущение ответственного служителя Божия, ува­же­ние дос­то­ин­ст­ва дру­гих как брать­ев во Хри­сте, правосознание и чув­ст­во лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти.

 

Вла­сть духов зла от­ме­ре­на сте­пе­нью на­шей без­от­вет­ст­вен­но­сти и беспринципности. Мы обя­за­ны очи­стить­ся от остатков идей­но­го безумия, ра­зо­бла­чить ложь идеологических маний, осмыслить и раз­ру­шить ме­ха­низ­мы их па­ра­зи­ти­ро­ва­ния. Понять сполна – означает принципиально изменить образ жизни: судить себя по совести и реально жить не по лжи. Дик­та­ту­ра со­вес­ти это не на­зва­ние конъ­юнк­тур­но­го спек­так­ля времен перестройки, а жиз­нен­ный прин­цип ты­ся­че­лет­ней ис­то­рии пра­во­слав­но­го на­ро­да: Вла­ди­мир Со­ловь­ев определял диктатурой совести сущ­ность рус­ско­го са­мо­дер­жа­вия. В истории Древней Руси потрясает способность русского сознания к глубокому пронзительному покаянию, стремлению искупить свою вину в служении Родине. Выбор своего исторического пути как своего рода патриотического послушания непонятен и недоступен нашим западникам.

 

Современный человек плохо воспринимает реальности долга, служения, его призывают бороться за «свободы». Творец соз­дал че­ло­века сво­бод­ным, но сво­бо­да – ве­ли­чай­шее бре­мя в ми­ре сем. Бог создал человека со­твор­цом, малым творцом бытия, от­вет­ст­вен­ным за всё в ми­ро­зда­нии. Сво­бо­да реализуется не в гор­де­ли­вом са­мо­ут­вер­жде­нии, а в сми­рен­но-дерз­но­вен­ном ис­пол­не­нии божественного предназначения, во­пре­ки все­му, что это­му про­ти­во­сто­ит. От­вет­ст­вен­ный ду­хов­ный труд ка­ж­до­го в соответствии с его при­зва­нием и вос­пи­ту­ет «са­мо­сто­я­нье че­ло­ве­ка» (А.С. Пушкин), которое является залогом чес­ти и дос­то­ин­ст­ва. Сво­бо­да без­ус­лов­на и пер­вич­на как сво­бо­да внутреннего духовного самоопределения. Сво­бо­да – без­ус­лов­ная цель, но путь к ней тер­нист и до­лог. Ко­гда стремление к внешней свободе становится самодовлеющим, человек порабощается идо­лами свободы. Сво­бо­да в со­вре­мен­ном ми­ре по боль­шей час­ти по­ни­ма­ет­ся как ос­во­бо­ж­де­ние от обя­зан­но­стей и от­вет­ст­вен­но­сти. То­гда как она да­ро­ва­на для ис­пол­не­ния на­зна­че­ния. Толь­ко ориентация на духовную сущ­но­сть сво­бо­ды по­зво­лит вос­соз­дать ор­га­нич­ные нор­мы сво­бод по­ли­ти­че­ских, со­ци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских. Ибо сте­пень внеш­них сво­бод  определяется сво­бо­дой внут­рен­ней. Необходимо из­бегать вы­ро­ж­де­ния сво­бо­ды в свое­во­лие и раз­бой, как это бы­ло во всех со­ци­аль­ных ре­во­лю­ци­ях. Возрождающемуся обществу не следует спе­шить с борь­бой за по­ли­ти­че­ские сво­бо­ды, а стремиться воз­ро­ж­дать нрав­ст­вен­ные и ду­хов­ные дос­то­инства че­ло­ве­ка.

 

Диссидентское движение и борьба за права человека в советский период были не только нравственным противостоянием насилию, но и идейной платформой, которая повторяла старые заблуждения русской интеллигенции. Если мы вновь будем сводить свободу человека к «сумме свойств данной ступени органического развития» (Н.К. Михайловский); если откажемся признать религиозный стержень личности; если мы зло будем видеть только в экономических и социально-политических формах, то мы обречены на новые круги разрушений и страданий. Ибо созидать в этом мире человек способен только при опоре на духовные ценности. Борьба с внешними формами зла может быть успешной только в том случае, если исходит из внутреннего духовного подвига. Личность воспитуется не условиями жизни, а напряжённым внутренним деланием. Религиозно наполненная душа ощущает свои земные права, осознав обязанности перед Богом и людьми. Каждый человек призван осознать свой онтологический статус: место в истории, в жизни народа, своё национальное призвание.

 

 

 

Полноценное государственное строительство зачинается в измерениях духовных: «Государство, в его духовной сущности, есть ни что иное, как родина, оформленная и объединённая публичным правом; или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознанияПраво и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания. Государство совсем не есть “система внешнего порядка”, осуществляющаяся через внешние поступки людей» (И.А. Ильин). Соответственно, воссоздание Российского государства требует, прежде всего, возрождения духовности в человеке.

 

Поскольку тяжелое наследие не оставило для этого органичных условий – ни традиций, ни общественных структур, ни кадров, – пришлось начинать эту работу в измерениях индивидуально-духовных и соборно-персоналистических. Прежде всего, необходимо формировать в обществе нравственно взыскательную атмосферу воспитания ведущего слоя. В этом велика роль творческих сословий. Рус­ская ин­тел­ли­ген­ция при­зва­на ис­ку­пить свой ис­то­ри­че­ский грех – от­крыть­ся Пра­во­сла­вию и рус­ской куль­ту­ре, чая­ниям на­ро­да и национальному служению. Воссозданный «об­ра­зо­ван­ный класс с рус­ской ду­шой, просвещённым ра­зу­мом, твёр­дой во­лей» (прот. Сер­гий Бул­га­ков) будет способен нести в общество иде­алы на­цио­наль­но­го спа­се­ния.

 

Итак, наша судьба оп­ре­де­лит­ся в ду­хов­ных измерениях – преображением на­ших ду­ш. Труд­но по­ве­рить, но идей­ные блу­ж­да­ния не­сколь­ких де­сят­ков че­ло­век в XIX веке (русские мальчики, спорящие в трактирах, В.М. Достевский) сдви­ну­ли ог­ром­ные ис­то­ри­че­ские пла­сты, пе­ре­вер­ну­ли Рос­сию и весь мир. На этом от­ри­ца­тель­ном при­ме­ре мож­но опо­знать за­кон исторической ди­на­ми­ки: глобальные общественные дви­же­ния за­чи­нают­ся не в мас­сах и не на по­лях сра­же­ний, но в глу­би­не ду­ши человеческой. Мы при­вык­ли за­ме­чать идеи, ов­ла­дев­шие мас­са­ми и из­лив­шие­ся на ис­то­ри­че­ские про­сто­ры. Но всё за­кла­ды­ва­ет­ся на­мно­го рань­ше – в лоне творческих поисков человека. Об этом говорят и ученые: «Каким будет общество, определяет в значительной степени мировоззрение, формируемое в первичных группах. Можно сказать, что те законы и институты, под сенью которых мы живём, это то, что уже сделано, готовый “продукт” работы прежних первичных групп и кругов общения, в определённой степени “отчуждённый” от произведших его людей… Когда всё начинает шататься и расползаться, когда хаос начинает наступать на социальный космос, тогда единственной силой, способной преодолеть этот процесс и вернуть космосу его стабильность, является личность со всеми социальными институтами, которые содержаться внутри неё в “снятом” виде (на уровне убеждений и архетипов), и с идеями о том, как эти институты действуют и как бы хорошо было, чтобы они действовали, то есть с тем новым динамическим моментом, который она может внести в данный космос» (Ксения Касьянова).

 

 

 

Духовное измерение истории открывает, что на рубеже веков закан­чи­ва­ет­ся реа­ли­за­ция тех идей, ко­то­рые фор­му­ли­ро­ва­лись в Рос­сии в XIX сто­ле­тии. Подводятся ито­ги столк­но­ве­ния тех сил, ко­то­рые бы­ли при­ве­де­ны в дви­же­ние эти­ми идея­ми. И на­сту­па­ет но­вый ви­ток ис­то­рии, ко­гда фор­ми­ру­ют­ся но­вые идеа­лы. В решающие моменты истории перед народом и человеком открываются новые возможности: в них сходятся линии прошлого и закладываются начала грядущего.

 

Есть основания полагать, что Россия вошла в историческое измерение, которое можно охарактеризовать как новое духовное самоопределение. На переломе ты­ся­че­лет­ия, увенчанного мученичеством, начинается новый эон в судьбе России. Современные по­ли­ти­че­ские события – день вче­раш­ний. В них об­ре­та­ют ис­то­ри­че­ские фор­мы те ду­хов­ные си­лы, ко­то­рые сло­жи­лись в про­шлом.

 

Духовная память народа передавалась десятилетиями из поколения в поколение вопреки идеологическому террору и физическому истреблению её носителей. «Этот древний и могучий механизм поддержания культуры до сих пор спасает нас. Лидия Чуковская в своей книге “Процесс исключения” с удивлением констатирует факт: “В нашей стране противостоит лжи и фальсификации стойкая память, неизвестно кем хранимая, неизвестно на чём держащаяся, но упорная в своей кротовой работе”… Не через прессу (точнее не только через прессу) передаются память, принципы, “социальные архетипы”. Они передаются от человека к человеку непосредственно, лично и строго доверительно, то есть через систему неформальных авторитетов. И воспринимаются и хранятся на уровне и в сфере “я”. Чтобы изгладить такую память, нужно физически уничтожить человека: эту истину в своём параноическом безумии ясно видел Сталин. Только путём полного тотального физического уничтожения всех, кто может хоть в какой-то мере пользоваться авторитетом, можно блокировать процесс передачи культуры. И то, как показала история, только временно. Ахматова во второй половине 50-х годов со счастливым изумлением говорила: “Вот что значит великая страна. От них всё упрятали, а они всё открыли”. У каждого самого “маленького” убитого и замученного на каторге были друзья. А “имеющий друга имеет другого себя”… Наши друзья это наше бессмертие здесь на земле, на нашей земле, где сейчас мы присутствуем в самом начале грандиозной борьбы за нашу культуру. Для того чтобы эта борьба имела хоть какие-то шансы на победу, она должна быть именно грандиозной» (Ксения Касьянова).

 

В течение страшных десятилетий сталинизма в глубинах жизни – церковной, духовной, семейной, в кругу друзей – куда не смог проникнуть идеологический молох, – сохранялись и передавались подлинные духовно нравственные традиции, позволявшие отстоять человеческое достоинство в условиях всеобщей лжи и тотального насилия. И вот с пятидесятых годов в обществе начался малозаметный, но живительный процесс духовной кристаллизации. В немногочисленных неформальных группах (первичных группах, как говорят социологи) люди стремятся общаться и относиться друг к другу не по-советски, а по-человечески, по православному, культивируя в себе подлинно духовные качества. Это незабываемая атмосфера свободного общения, где тебя ценят не за твой статус, состояние, связи, должность, профессию, а за твои нравственные достоинства, за то, что ты – человек. В.В. Вейдле в пятидесятые годы описывал подобную атмосферу дореволюционного российского общества: «В России, по крайней мере, в старой России, было нечто, чего может быть уже нигде не свете нет: ощущение очень большой свободы, не политической, конечно, не охраняемой законом, государством, а совсем иной, происходящей от тайной уверенности в том, что каждый твой поступок твои ближние  будут судить “по человечеству”, исходя из общего ощущения тебя как человека, а не из соответствия или несоответствия твоего поступка закону, приличию, категорическому императиву, тому или иному формально установленному правилу».

 

Именно неформальные первичные группы «передают из поколения в поколение основу культуры данного народа его архетипы и личностные качества. Кули утверждает, что “именно в них зарождается тот общепризнанный идеализм, который стремится выразиться в институтах”, то есть в тех нормативно-культурных общественных системах, которые закрепляются посредством символов, таких, как законы, конституции, билли и т.д. Эти институты, хотя они кажутся человеку чем-то очень устойчивым, вечным, стоящим как бы вне его и над ним, в конечном счёте, складываются из бесчисленных человеческих влияний и под воздействием симпатий» (Ксения Касьянова). Даже не сознавая этого, участники неформальных дружеских групп тяготеют к архетипам русского национального сознания: воздержанию, самоограничению, нестяжанию, смирению, правдоискательству, и в высших точках – к самопожертвованию. Они сеют горчичные зерна подлинной духовности, постепенно распространяют в обществе новую нравственную атмосферу. «Борьба за поддержание и восстановление нравственности эта “обречённая” борьба, которую невозможно довести до окончательной победы, имеет для нас на современном этапе особое, совершенно неоценимое в историческом плане значение» (Ксения Касьянова).

 

В книге «О русском национальном характере», написанной в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов, Ксения Касьянова приходит к выводу, что этот малозаметный процесс нравственного собирания имеет всеобщий смысл: «Впервые за несколько столетий (со времён Возрождения) человек, так яростно самоутверждавшийся всеми средствами, так беззаветно веривший в свои силы и своё блистательное будущее, возжелал смирения, выполнения моральных императивов и следования принципам воздержания. Может быть, впервые за всю свою историю человек этого захотел. Он почувствовал вдруг отвращение ко всем этим романтическим идеалам безгранично свободного сверхчеловека и пожелал возложить на себя моральные вериги. Он почувствовал уважение к настоящей морали, не той, которую… совершенная в своей уникальности личность имманентно порождает из себя, а к морали, которая представляет из себя “собрание правил банальных, но самых необходимых для жизни”. И он согласен вести за эту мораль  “обречённую борьбу”, а побеждать он не хочет. Это совершенно новое и беспрецедентное движение в нашем общественном сознании… даёт возможность поработать конструктивно, на пользу нам самим, а именно на внутреннюю пользу, на пользу сиюминутную, не для каких-то туманных мирских идеалов в необозримом будущем. Будущее перестаёт нас волновать. Мы всё больше осознаём невозможность и ненужность устраивать его по своему усмотрению. Нужно действовать в пользу добра всегда и неизменно и не покушаться подменять собой Провидение. Слишком жалкими средствами мы будем пытаться выполнять Его работу… Утверждение абсолютизации моральных императивов, признание необходимости возвращения человеку комплексов, чувства греха, чувства своей виновности, готовности и умения каяться, отказываться от своих намерений и планов в тот момент, когда ясной становится их несовместимость с моральными постулатами, вот, по-видимому, то, что современный человек старается восстановить в процессе своего правдоискательства. Восстановление в своих правах принципа смирения как высочайшей добродетели было бы возвращением из небытия одного из ярчайших архетипов нашей этнической культуры».

 

Основная движущая сила ис­то­рии – духовное нравственное са­мо­оп­ре­де­ле­ние лич­но­сти. В твор­че­стве ге­ни­ев и пассионариев, в духовном самосозидании святых и праведников за­кла­ды­ва­ют­ся об­ра­зы це­лых эпох. Всё без­лич­ное, что это­му про­ти­во­сто­ит, – это анти-история, ибо раз­ру­ша­ет пре­об­ра­жаю­щий смысл ис­то­рии. И сегодня, в век не­ви­дан­но­го разврата и развоплощения человека, разгула масс, тор­же­ст­ва же­лез­ных за­ко­нов ис­то­рии, в эпоху тотального потребительства, ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­нности – мир спасёт от гибели праведное персоналистическое усилие: творческое слово, ответственный выбор, нравственный подвиг духовной личности. Со­бор­но-пер­со­на­ли­сти­че­ские прин­ци­пы бы­тия открывают, что бес­ко­ры­ст­ное слу­же­ние ис­ти­не не­мно­гих мо­жет ока­зать­ся спа­си­тель­ным для всех: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12.32). Возрождение личности в России может опираться на уникальные духовные достижения русской истории и православной культуры, которые неуничтожимы и являются нашим спасительным наследством.

 

Это не оз­на­ча­ет жё­ст­кой предопределенности про­ис­хо­дя­ще­го. Всё мо­жет из­ме­нить­ся в лю­бой мо­мент, так как судь­ба че­ло­ве­ка зависит от направленности его воли. Мож­но спа­стись в по­след­нее мгно­ве­ние, а мож­но и рух­нуть на­ подъёме. Внутренне многое в России определилось, но будущие события, как всегда, окажутся неожиданными для современников. Главное происходит именно в тот момент, когда ждущие перемен отчаиваются и перестают ждать. В попытках разгадать будущее мы склонны проводить аналогии с прошедшим, и отчасти это помогает. Но происходящее сейчас – исторически беспрецедентно, и мы должны быть готовыми к тому, что грядущее окажется ни на что не похожим. Отсутствие чувства ответственности за историю делает многих слепыми, погружёнными в суету или апатию. Большинство не верит в возможность перемен и не замечает их, но поскольку они вошли в жизнь, склонно считать, будто так было всегда и не могло быть иначе. Необходимо преодолеть историческую апатию и открыться преображающей динамике истории. Момент выбора судьбы требует особого сосредоточения памяти и напряжения самосознания, взыскательной оценки прошедшего и углублённого осознания настоящего.

 

Ныне в об­ра­зо­ван­ном слое наметился про­цесс, об­рат­ный до­ре­во­лю­ци­он­но­му разложению начала ХХ века – ду­хов­ное со­би­ра­ние, нрав­ст­вен­ное сре­до­то­че­ние, ре­ли­ги­оз­ное вос­ста­нов­ле­ние. Этот процесс вы­де­ля­ет в ин­тел­ли­ген­ции сво­его ро­да ду­хов­ное брат­ст­во тех, кто стре­мит­ся ис­ку­пить ис­то­ри­че­скую ви­ну пе­ред на­ро­дом, кто пы­та­ет­ся осоз­нать об­щие за­блу­ж­де­ния и по­ро­ки, ищет пу­ти из ва­ви­лон­ско­го пле­не­ния ду­ши Рос­сии, обретает идеалы спасения Отечества. Есть, мо­жет быть, не­сколь­ко тысяч че­ло­век в Рос­сии, при­няв­ших бре­мя от­вет­ст­вен­но­сти за ду­хов­ную судь­бу сво­ей Ро­ди­ны. Они раз­роз­нен­ны, со­ци­аль­но не за­щи­ще­ны, многие не известны широкому кругу, но ка­ж­дый движим ве­ле­ни­ем со­вес­ти и чув­ст­вом дол­га. Эта кру­го­вая по­ру­ка до­б­ра и яв­ля­ет­ся мо­гу­чей еди­ня­щей со­зи­даю­щей си­лой (евангельской закваской или горчичным зерном).

 

Русская православная культура возрождается за пределами циничной официозной идеологии и растленной масскультуры. Её создатели не мелькают на экранах телевизоров, а их творения обходят молчанием или же подвергают остракизму и хуле. Пра­во­слав­ный про­по­вед­ник и мис­сио­нер, ре­ли­ги­оз­ный пи­са­тель и ху­дож­ник, хри­сти­ан­ский фи­ло­соф, ответственный гражданин и совестливый политик, – они созидают реальность духа, которая оздоравливает общественную атмосферу, по­вы­ша­ет нрав­ст­вен­ную взы­ска­тель­ность людей. От не­мно­го­чис­лен­ных тружеников ду­ха и за­ви­сит бу­ду­щее Рос­сии.

 

 

 

Хри­стиа­не – пер­вые из тех, кто оч­нул­ся от все­об­ще­го по­мут­не­ния. Нам лег­че не по­то­му, что мы луч­ше дру­гих, а по­то­му, что с на­ми Бог. Это на­кла­ды­ва­ет на нас и бре­мя ве­ли­кой от­вет­ст­вен­но­сти. Толь­ко все­по­ни­маю­щая лю­бовь, по­кая­ние и взаи­мо­про­ще­ние остудят накал все­об­щей вра­ж­ды и не­на­вис­ти: «…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, а дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5. 19-20). Лю­бовь от­кры­ва­ет, что вра­ги на­ши – не лю­ди, окружающие нас, а порабощающие нас ду­хи. Пра­во­слав­ные рус­ские пер­вы­ми при­зва­ны ос­та­но­вить бра­то­убий­ст­вен­ную брань в своём на­ро­де и по­нять, что сею­щие зло на на­шей зем­ле – не толь­ко вра­ги на­ши, но и за­блуд­шие на­ши бра­тья. Об­ма­ну­тые и лгу­щие, боль­ные и бес­но­ва­тые, по­роч­ные и пре­ступ­ные, но на­ши сородичи, ко­то­рых мы не должны отвергать. Са­мое труд­ное – в кон­крет­ной си­туа­ции су­меть со­хра­нить чув­ст­во хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия и хри­сти­ан­ской бескомпромиссности. Но хри­сти­ан­ское нрав­ст­вен­ное очи­ще­ние ду­ши не оз­на­ча­ет аморф­но­сти, без­во­лия, псев­до­тер­пи­мо­сти.

 

В современном мире в разных проявлениях торжествуют антихристианские силы, что требует от православных усилия борьбы, но только христианскими средствами. Вражде и ненависти мира сего христиане призваны противостоять верностью заповедям любви, сострадания и милосердия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумом твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 37,39); «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5. 44-45). Невозможно человеку удержаться на опаляющей высоте духа безмерной любви, но мы призваны сохранить искру его в себе, опамятоваться всякий раз в предстоянии перед решающим выбором. Стремиться действовать с полнотой любви к Богу и к людям, но с непримиримостью ко злу, ибо «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12). Самое трудное – отделить себя от современных духов злобы, но суметь найти путь к сердцу заблудших и падших врагов ваших. Но это и есть крёстный, единственно верный для христианина путь борьбы со злом. На началах Отечества Небесного православные люди могут стать достойными гражданами своего земного Отечества.

 

Виктор Аксючиц, философ, член Политического Совета партия "Родина"
 

[1] МО́РОК: Что-либо одуряющее, помрачающее рассудок, затмение сознания.

 

Источник изображения: http://nikolachud-nsk.prihod.ru

 

Метки к статье: Аксючиц
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Самостоянье личности"
Имя:*
E-Mail:*